Практикум «Страх Божий»

5 дней

«Начало мудрости – страх Господень» (Пс. 110:10, Притч. 1:7)

Священное Писание многократно повторяет: «Страх Божий – начало премудрости» (см. Пс. 110:10, Притч. 1:7, Сир. 1:15). Попробуем воспринять глубину того, что под этим понятием подразумевали святые отцы и понять, как навык пребывания в страхе Божьем помогает на пути спасения души.

День № 1. Три степени страха Божия. Степень раба

Страх Божий – благоговейное отношение к Богу, проявляемое в осознании и ощущении Божественного присутствия, боязни оскорбить Бога греховным помыслом или поступком, формируемое и поддерживаемое в человеке через его молитвенное усилие при содействии благодати Божией. Такой страх является добродетелью, душеспасительным страхом. Лествичник пишет: «Страх Божий, когда он бывает в чувстве души, обыкновенно очищает и истребляет нечистоту ее».

Святые отцы выделяют три степени страха Божия: степень раба, наемника и сына.

Исследуя эту добродетель, мы последовательно поднимемся по этим трем ступеням, которые дают разнообразное восприятие Страха Божьего – от сознания раба до состояния сына.

Задание

Сегодня поучимся ощущать себя достойными звания и участи раба. Чего боится раб и ради чего трудится? Страх его – о немилости господина и о наказании за неверные действия. Следует, однако, совмещать эти мысли с осознанием безмерной Праведности и Доброты Небесного Господина, Которому совершенно чужды чувства мести или злобы. Так и мы обратимся мысленно к тому, какая участь ожидает нас по исходу души нашей на Страшном Суде за грехи, и примем решения сегодняшний день провести сколь можно более внимательно к своим поступкам, мыслям и эмоциям. Постарайтесь избегать всякого рода грехов, любой невоздержанности, расслабления мысленного. Постарайтесь всякий раз, вспоминая о нашем практикуме, погрузить себя в тот страх, в котором пребывает раб, боящийся справедливого наказания, не столько внешнего, сколько духовного, и мотивироваться этим к собранной, праведной жизни. Именно этого ждет от нас Бог. При этом помним, что в библейском контексте раб был фактически членом семьи, а значит, его труд основывался на преданности, верности хозяину. Священное Писание именует «рабом Господа» даже Моисея (Нав. 1:1), хотя это величайший ветхозаветный пророк, о котором в другом месте Библии говорится, что «говорил Господь с Моисеем лицом к лицу, как бы говорил кто с другом своим» (Исх. 33:11).

Одновременно предлагаем вам выбрать краткую молитву, передающую чувство страха верного раба к своему Прекрасному Господину. Старайтесь почаще приводить себя в это чувство страха, многократно повторять краткую молитву и проникаться духом этой практики. В помощь вам предлагаем подборку молитвословий. Напоминаем, что вы можете использовать их частично или целиком, изменять на ваше усмотрение (менять порядок слов, добавлять свои слова и т.д.), лишь бы молитва была вам удобна для многократного повторения.


О, Господи! я раб Твой, я раб Твой и сын рабы Твоей; Ты разрешил узы мои.

Тебе принесу жертву хвалы, и имя Господне призову (Пс. 115:7-8).

Се о́чи Госпо́дни на боя́щыяся Его́, упова́ющыя на ми́лость Его́ (Пс. 32:18-19).

(перевод, стих 18: «Вот, око Господне над боящимися Его»).

Ополчи́тся А́нгел Госпо́день о́крест боя́щихся Его́, и изба́вит их (Пс. 33:8-9).

Да убои́тся Го́спода вся земля́, от Него́же да подви́жутся вси живу́щии по вселе́нней (Пс. 32:6-9) (Да убоится Господа вся земля; да трепещут пред Ним все живущие во вселенной).

Страх Господень – источник жизни, удаляющий от сетей смерти (Притчи 14:27).


День № 1  Совет № 1

В Евангелии тема служения раба особо раскрывается в похожих между собой повествованиях в трех местах: Матфея (Мф. 24:42-51), Марка (Мк. 13:33-37) и Луки (Лк. 12:37-48). Наиболее ярко оно описано в повествовании евангелиста Луки:

«Блаженны рабы те, которых господин, придя, найдет бодрствующими; истинно говорю вам, он препояшется и посадит их, и, подходя, станет служить им. И если придет во вторую стражу, и в третью стражу придет, и найдет их так, то блаженны рабы те. Вы знаете, что если бы ведал хозяин дома, в который час придет вор, то бодрствовал бы и не допустил бы подкопать дом свой. Будьте же и вы готовы, ибо, в который час не думаете, приидет Сын Человеческий. Тогда сказал Ему Петр: “Господи! к нам ли притчу сию говоришь, или и ко всем?”

Господь же сказал: “Кто верный и благоразумный домоправитель, которого господин поставил над слугами своими раздавать им в своё время меру хлеба? Блажен раб тот, которого господин его, придя, найдет поступающим так. Истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его. Если же раб тот скажет в сердце своем: не скоро придет господин мой, и начнет бить слуг и служанок, есть и пить и напиваться, – то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечет его, и подвергнет его одной участи с неверными”».

Основная тема этого отрывка – напоминание о том, как пристально и внимательно надо проводить каждый день жизни, подражая рабам, достойным похвалы господина. Эта грань восприятия страха раба очень важна: тот раб, которому доведется исполнять свое служение во время отсутствия своего господина, имеет большой соблазн халтурить и пользоваться отлучкой хозяина. Но истинно верный и благоразумный раб должен иметь страх оказаться неготовым к неожиданному возвращению хозяина. Поэтому он будет бодрствовать – трудиться в отсутствие господина, как если бы тот был в доме. Так и мы в нашем чувстве страха раба Божьего должны стараться непрестанно мотивироваться боязнью оказаться неготовыми к личному Страшному Суду и наказанию Божьему и во избежание этого будем бодрствовать духовно.

День № 1  Совет № 2

Надо иметь в виду, что рабская участь в служении Богу не есть лишение, а скорее – благо. Обратим внимание на то, что словосочетание «раб Божий», используемое в Новом Завете, на греческом языке (оригинальный язык книг Нового Завета) звучит как «doulous Theou» (δοῦλος Θεοῦ) и может переводиться как «работник Божий».

Греческое слово «doulos» можно переводить по-разному. У него есть три значения: раб, работник, подданный.

Во многих европейских языках при переводе Нового Завета брали более мягкое значение: работник, слуга. Например, «Servant» по-английски, «Knecht” или “Magd” по-немецки, “Sl`uga” по-польски и тд.

Согласитесь, что быть работником у высокопоставленного господина – очень престижная роль. Что уж говорить об исполнении функции работника у Бога…

День № 1  Совет № 3

Вспомним, как Иисус Христос в 17 главе Евангелия от Луки приводит аналогию служения раба и самоотверженного подвига верующего человека:

«Кто из вас, имея раба па́шущего или пасущего, по возвращении его с поля, скажет ему: пойди скорее, садись за стол?

Напротив, не скажет ли ему: приготовь мне поужинать и, подпоясавшись, служи мне, пока буду есть и пить, и потом ешь и пей сам?

Станет ли он благодарить раба сего за то, что он исполнил приказание? Не думаю.

Так и вы, когда исполните всё повеленное вам, говорите: мы рабы, ничего не стоящие, потому что сделали, что́ должны были сделать» (Лк. 17:7-10).

Эту мудрость полезно усвоить всем нам, чтобы не только усердно трудиться на ниве исполнения заповедей Божьих, но и не считать, что мы делаем что-то слишком важное и достойны похвалы. Мы всего-то пытаемся выполнить «программу минимум». Держите это в уме, когда исполняете практику дня.

День № 1  Совет № 4

«Признак перваго страха есть ненавидеть грех и гневаться на него, как гневается на зверя угрызенный им» (прп. Петр Дамаскин).

Возьмите себе на вооружение этот прием и в течение сегодняшней практики так же возбуждайте в себе ненависть ко греху, который приводит к мукам в вечной жизни.

День № 2. Степень наемника

«Умудрись же в основание шествия своего, – говорит св. Исаак Сирин, – полагать Страх Божий; и в несколько дней, не делая кружений на пути, будешь у врат Царствия». Многообещающе, не правда ли? Давайте продолжим наш практикум.

Сегодня взглянем на страх Божий с перспективы наемника. Наемник работает за плату и старается добросовестно трудиться ради награды. В нашем случае спасение души и пребывание в Царствии Божьем является наградой, к которой стремится наемник Божий – человек, старающийся жить благочестиво и исполнять заповеди.

Задание:

Итак, словно наемники, будем продолжать пестовать в себе Страх Божий. Напоминайте себе, что трудитесь во имя награды в Царствии Божьем. В помощь этому усилию предлагаем краткие молитвы:


Уже недостоин называться сыном Твоим; прими меня в число наемников Твоих (Лк. 15:19).

Ми́лость же Госпо́дня от ве́ка и до ве́ка на боя́щихся Его́ (Пс. 102.17).

Господь пи́щу даде́ боя́щымся Его́, помяне́т в век Заве́т Свой (Пс. 110:5) (Господь пищу дает боящимся Его; вечно помнит завет Свой).

Блаже́ни вси боя́щиися Го́спода, ходя́щии в путе́х Eгó. Труды́ плодо́в Твои́х сне́си: блаже́н еси́, и добро́ тебе́ бу́дет (Пс. 127. 1-2) (Блажен всякий боящийся Господа, ходящий путями Его! Ты будешь есть от трудов рук твоих: блажен ты, и благо тебе!).


День № 2 Совет № 1

Свт. Василий Великий так описывает первые две ступени Страха Божия: «во-первых, можно благоугождать Богу из страха мук – это состояние раба; во-вторых, можно исполнять заповеди, боясь не получить награды, обещанной Богом тем, кто исполняет Его волю, – это доля наемника, работающего из-за мзды, и эта ступень уже выше первой».

Обратим внимание на то, что люди отличаются тем, какой педагогический подход к ним лучше применим. Кому-то (наемник) – мотивация к труду через похвалу, награду; на других (раб) лучше действует строгий подход через боязнь наказания. Комбинация двух подходов (методика «кнута и пряника») тоже хорошо работает.

А какой подход лучше применим к вам? Изучите себя, какая мотивация вас больше располагает к борьбе с грехом и духовному бодрствованию? Постарайтесь почерпнуть хоть какую-то пользу от каждого состояния.

День № 2 Совет № 2

Святой Сергий (Мечев) в своих беседах так говорил о Страхе Божьем:

«Мы все, братие и сестры, особенно страдаем двумя основными недостатками. Первый заключается в том, что мы не умеем молиться, не учимся молиться, не работаем над нашею молитвой, не готовимся к ней всею нашей жизнью. Второй же наш недостаток – отсутствие того основного, что было у всех угодников Божиих, что и в Ветхом Завете у пророков, и в Новом Завете было непременным условием служения Богу – Страха Божия. У нас его нет совсем или почти нет, и теперь многим кажется, что он и вовсе не нужен. Мы слишком часто забываем, что Господь не только Спаситель, но и Судия, что не только милосерд Он, но и справедлив, и Святая Церковь не перестает напоминать нам о необходимости иметь страх Божий, она постоянно напоминает нам о нем через творения святых отцов, через молитвы и церковные песнопения».

(Рекомендуем вам ознакомиться с полным текстом его бесед на эту тему:

https://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/o-strakhe-bozhiem/)

День № 2 Совет № 3

Не забудем, что исполнить поручение можно по-разному. Можно выполнить порученное ценой минимальных усилий и получить просто удовлетворительный результат. А можно приложить все усердие и сделать от души. В последнем случае к плате может быть прибавлено поощрение за усердие.

Будем стремиться исполнить дело нашего Божественного служения с большим прилежанием. Вложите это попечение о результате в вашу практику сегодняшнего дня. Старайтесь пребывать в молитве, удерживайте себя от грехов, следите за помыслами и возгревайте в себе страх Божий в надежде награды.

День № 3. Степень сына

Страх раба – это очистительный этап пути, ожидания наемника – мотивирующий этап пути. Сегодня взойдем на самую высокую ступень восприятия Страха Божьего. Это – степень сына, любящего своего Отца и желающего ему угодить по естественному внушению сердца. Боязнь муки, присущая рабу, и желание награды в Царствии, присущее пути наемника, являются корыстными мотивами, и ими не всегда движет симпатия к господину. Конечно, и эти пути мотивируют нас на радение об исполнении заповедей, но они оказываются ветхими в очах Божиих, ведь Бог хочет, чтоб мы шли к Нему путем сыновним, то есть, из любви и усердия к Нему вели себя честно и наслаждались бы спасительным соединением с Ним в душе и сердце. Таким образом, перед нами открывается новая перспектива: сердечный мотив к богоугодной жизни.

Свт. Василий Великий так описывает третью, высшую ступень: «когда мы делаем добро из-за самого добра – это участь сына, который творит волю Отца не из рабского страха или в надежде на воздаяние, но из любви к Отцу, из боязни огорчить Его и оскорбить. Здесь понятными становятся слова прп. Антония Великого, который сказал: “Я уже не боюсь Бога, потому что люблю Его”. Он вовсе не был лишен страха Божия, но обладал им в высшей степени, когда страх переходит в любовь».

Задание

Сегодня постарайтесь почаще возвращаться воспоминанием к тому, что мы все сыны Божии и нам уготована часть сыновняя. Сердечно воспринять это сыновство и из любви к Отцу небесному непрестанно делать над собой усилие по богоугодному провождению жизни – такую цель поставьте себе на этот день.

В помощь предлагаем краткие молитвы:


Я́коже ще́дрит оте́ц сы́ны, уще́дри Госпо́дь боя́щихся Его́ (Пс. 102.13) («... как отец милует сынов, так милует Господь боящихся Его»).

В страхе пред Господом – надежда твердая, и сына́м Своим Он прибежище (Притчи 14.26).


День № 3  Совет № 1

Обратимся к отрывку из второй главы «Откровенных рассказов странника», где речь также идет о степенях возрастания в Страхе Божьем:

“Итак, чтобы сколько можно помочь и поддержать веру в сем брате, я достал из сумки Добротолюбие, отыскал 109 главу преподобного Исихия, прочел и начал ему растолковывать, что воздержание от грехов, страха ради мук, не успешно и неплодно, и невозможно душе освободиться от мысленных грехов ничем иным, кроме хранения ума и чистоты сердца. Итак все это приобретается внутреннею молитвою, и не только, прибавил я еще, страха ради адских мук, но даже и желания ради Царства Небесного, если кто станет совершать спасительные подвиги, то и это святые отцы называют делом наемническим. Они говорят, что боязнь муки – есть путь раба, а желание награды в Царствии есть путь наемника. А Бог хочет, чтоб мы шли к Нему путем сыновним, то есть, из любви и усердия к Нему вели себя честно и наслаждались бы спасительным соединением с Ним в душе и сердце.

Сколько ни изнуряй себя, – какие хочешь проходи телесные труды и подвиги; но если не будешь иметь всегда Бога в уме, да непрестанной Иисусовой молитвы в сердце, то ты никогда не успокоишься от помыслов, и всегда будешь удобопреклонен к греху, при малейших даже случаях. Примись-ка, брат, беспрестанно творить Иисусову молитву (…). Не будут и помыслы безбожные приходить, откроется тебе и вера и любовь к Иисусу Христу (…). А в сердце-то будет такая легкость и радость от молитвы, что ты удивишься…”

Как видим, тут автор говорит о том, что первые ступени добродетели страха Божьего не дают подвижнику спасения от мысленной брани и греха, поэтому рекомендует подвизаться в молитве Иисусовой. Тем не менее, отметим, что усердие в стяжании страха Божьего очень помогает в духовной жизни, в том числе и в трудном пути овладения молитвой Иисусовой.

День № 3  Совет № 2

Свт. Игнатий Брянчанинов так пишет о третьей ступени Страха Божьего:

«…И эта любовь приводит его (верующего) в совершенный страх, ибо таковый боится Бога и исполняет волю Божию уже не по страху наказания, уже не для того чтобы избегнуть мучений, но потому, что он, как мы сказали, вкусив самой сладости пребывания с Богом, боится отпасть, боится лишиться её. И сей совершенный страх, рождающийся от этой любви, изгоняет первоначальный страх: посему-то Апостол и говорит: “совершенна любы вон изгоняет страх”.

Однако невозможно достигнуть совершенного страха иначе, как только первоначальным страхом. Ибо трояким образом, как говорит свт. Василий Великий, можем мы угодить Богу: или благоугождаем Ему, боясь муки, и тогда находимся в состоянии раба; или, ища награды, исполняем повеления Божии ради собственной пользы, и посему уподобляемся наёмникам; или делаем добро ради самого добра, и тогда мы находимся в состоянии сына. Ибо сын, когда приходит в совершенный возраст и в разум, исполняет волю отца своего не потому, что боится быть наказанным, и не для того, чтобы получить от него награду, но собственно потому и хранит к нему особенную любовь и подобающее отцу почтение, что любит его и уверен, что всё имение отца принадлежит и ему».

День № 3  Совет № 3

Вспомним притчу о блудном сыне из Евангелия (Лк. 15:11-32). Утративший всякое достоинство называться сыном своего отца, молодой человек все же превозмогает себя и возвращается в отчий дом, готовясь принять участь раба или наемника и не считая себя достойным называться сыном, но находит безусловную любовь отца и восстановление в статусе сына господина.

Подобно блудному сыну и вы приводите себе на ум такой вопрос: «А достоин ли я называться сыном? Может быть, из меня даже и раба и наемника достойного не получается?» Ищите глубину покаяния в том, что по-настоящему не любите Господа нежной любовью сыновней, и не обретаете в этом силы, чтобы достойно жить, уповая на любящие объятия Отца по возвращении в Царствие Божие.

День № 3  Совет № 4

Страх Божий по любви основан на желании не потерять связь с Богом и выражается в духовной бдительности, внимании к своим мыслям и поступкам.

Добавим, что слово «страх» (греч. φόβος – фобос) в древнегреческом языке не имело значения боязни (греч. τρόμος – тромос), но означало уважение. Трепетное желание не потерять чье-то расположение – такой оттенок этого понятия читается в греческом варианте.

День № 4.  Еще раз о трех степенях страха Божия

Взойдя в нашем восприятии на ступень сына, примерив на себя эту роль, поговорим о том, как действует в сердце сыновьем любовь к Отцу Всевышнему.

Антоний Великий говорил: «Я больше не боюсь Бога – я Его люблю. Ибо “совершенная любовь изгоняет страх” (1 Ин. 4: 18)». Давайте обозрим восхождение по ступеням Страха Божьего еще раз и углубим наше понимание.

Задание

Сегодня продолжайте практику, объединив тактику трех предыдущих дней. Старайтесь находить в себе силы на собранную и благочестивую жизнь, мотивируя себя Страхом Божьим разных степеней в зависимости от того, что больше отзывается в сердце в каждый момент. Например, если собираетесь соврать, припомните мотивацию раба. Если стараетесь об исправлении своих дурных наклонностей, скажем, в осуждении, то ободряйте себя мотивацией наемника. А, например, на дела любви и милосердия вдохновляйте себя мотивацией сына.

День № 4  Совет № 1

Снова и снова находим описание трех ступеней Страха Божьего у святых отцов. На этот раз обратимся к Авве Херемону, отшельнику египетскому, который сказал:

«Три побуждения заставляют людей уклоняться от пороков, т. е. страх будущего мучения в геенне… надежда и желание получить Царство Небесное, наконец, расположение и любовь к самой добродетели (Притч. 8:13; Пс. 33:23; 1Кор. 13:8)… Посему-то св. апостол все дело спасения заключил в исполнении трех оных добродетелей. Ныне пребывают, говорит он, вера, надежда, любовь, три сия (1Кор. 13:13). Вера страхом будущего суда и мучений отклоняет нас от скверны пороков; надежда ожиданием небесных воздаяний, отторгая ум наш от настоящего, заставляет презирать все плотские удовольствия; любовь, огнем своим воспламеняя в душе нашей любовь ко Христу и к преспеянию в духовных добродетелях, побуждает с совершенною ненавистью отвращаться от всего, что противно им. Хотя эти три добродетели ведут нас, по-видимому, к одному концу… но степенями своего превосходства много различаются между собою. Две первые свойственны тем людям, которые стараются преуспевать в добродетелях, но не имеют еще постоянного расположения к ним; третья же особенно принадлежит Богу и тем людям, которые восстановили в себе образ и подобие Божие.

Поэтому, кто стремится к совершенству, тот с первой степени страха, собственно называемого рабским… (Лк. 17:10), должен постепенно восходить на стезю надежды. Здесь человек уподобляется уже не рабу, а наемнику, ибо действует в ожидании будущего воздаяния. Уверенный в прощении грехов своих, он уже не страшится наказания за них, а сознавая в себе добрые дела, думает получить за них милостивую награду. Но, несмотря на то, он еще не имеет в себе такого расположения, какое прилично сыну, который в полном уповании на отеческое благоволение к себе не сомневается усвоять себе все, что принадлежит отцу.

Великое находится различие между тем, кто страхом геенны или надеждою будущего воздаяния погашает в себе пламень пороков и, между тем, кто ужасается порочности и нечистоты по чувству любви божественной… В таком состоянии человек, хотя бы не имел ни одного свидетеля дел своих, не решится воспользоваться случаем ко греху и не может увлечься самыми сокровенными, обольстительными помыслами, ибо питая искреннейшую любовь к добродетели, он не только не приемлет сердцем ничего противного ей, но и с величайшим ужасом отвращается сего».

День № 4  Совет № 2

Преп. Исаак Сирин учит:

«Человек, пока в нерадении, боится часа смертного; а когда приблизится к Богу, боится сретения суда; когда же всецело подвинется вперед, тогда любовию поглощается тот и другой страх… Кто достиг любви Божией, тот не желает уже снова пребывать здесь; потому что любовь сия уничтожает страх (1Ин. 4:18)».

День № 5.  Как страх Божий связан с другими добродетелями

В стяжании страха Божьего от нас зависит практическое усилие и стремление к этой добродетели. А Господь подает благодать, чтобы утвердить нас в ней.

Как и со всякой добродетелью, страх Божий надо просить у Бога. Так как «истинный страх Божий есть дар от Господа», как говорит Сирах (Сир. 1:13), то дóлжно нам у Бога просить его усердной молитвой. Например, одной из 24 молитв свт. Иоанна Златуста: «Господи, всели в мя корень благих, страх Твой в сердце мое».

Задание

Так и поступайте на протяжении сегодняшнего дня – наряду с практикой вчерашнего дня просите Бога о даровании вам Его святого Страха.

День № 5  Совет № 1

Задумаемся о том, как Страх Божий соотносится с другими добродетелями на пути нашего спасения.

Сперва Божественным посещением человек приходит к вере. Вместе с верой приходит и отдаленное ощущение страха Божьего, обычно первой ступени. С этого момента полезно было бы этот страх осознать, укрепляться в нем и развивать в себе, переходя от первой ко второй ступени. Многие святые отцы считают, что именно возникновение в человеке страха Божия есть признак, что он начал истинно осуществлять в своей жизни обретенную веру.

Непременным условием для укрепления в страхе Божьем является покаяние, которое сперва рождается из осознания своих грехов, а дальше укрепляется в самопознании, самопроверке и метанойи (изменении ума), о чем мы говорили на предыдущих практикумах.

Прп. Исаак Сирин пишет: «Покаяние есть корабль, а страх – его кормчий, любовь же – Божественная пристань».

То есть Страх Божий при наличии покаяния ведет к постижению Божественной любви. И путь этот от первоначальной веры до любви, наполненной окрепшей верой, проходит при содействии надежды, укрепляющей и ободряющей путника в поисках Царства Божия.

День № 5  Совет № 2

Св. Сергий Мечев писал:

«Отцы сказали, что человек приобретает страх Божий,

- если имеет память смерти и память мучений,

- если каждый вечер испытывает себя, как он провел день, и каждое утро – как прошла ночь,

- если не будет дерзновенен в обращении

- и, наконец, если будет находиться в близком общении с человеком, боящимся Бога».

Возьмем и мы себе на заметку эти ценные советы.

День № 5  Совет № 3

Свт. Тихон Задонский рекомендует помнить следующие истины, чтобы развивать в себе Страх Господень:

1. Что Бог вездесущий, и всякое дело, слово и помышление ведущий.

2. Что Бог ненавидит всякое беззаконие и всякое зло.

3. Что Бог – праведный Судия, и всякому воздаст по делам.

4. Что Его даже и ангельские чины трепещут.

5. Что Бог весь свет в руке Своей содержит.

6. Что Бог в мгновение ока может грешника праведным судом наказать, или даже погубить при самом совершении греха.

День № 5  Совет № 4

А вот как рассуждает на эту тему прот. Александр Мень:

«Страх Божий – это не значит бояться Бога, как мы боимся молнии или электрического разряда, страх Божий – это значит бояться потерять Его, потерять чувство полноты, чувство вечности, чувство божественного. Это самое высокое, поющее чувство в человеке, даже когда человек этого не сознает. Но он может его потерять, и потерять надолго, а может потерять это навсегда – вот чего следует бояться».

День № 5  Совет № 5

О действии Божественной благодати в обретении страха Божьего рассуждает прп. Софроний Сахаров:

«Страх сей нисходит на нас Свыше. Он, страх, есть духовное чувство, прежде всего Бога и затем нас самих. Мы живем в состоянии страха в силу живого присутствия Бога Живого при сознании нашей нечистоты. Действие сего страха таково: он ставит нас пред Лицом Бога, чтобы быть судимыми от Него; мы же пали так низко, что скорбь наша за нас самих становится глубинным страданием, более тяжким, чем мука видеть себя во тьме неведения, в параличе нечувствия, в рабстве страстям. Страх сей есть пробуждение наше от векового сна в грехе. Он же несет нам свет разумения: с одной стороны, нашего гибельного состояния, с другой – ощущение святости Бога».


Заключение

На этом практикум завершен. Мы надеемся, что Вы осознали важность развития в себе страха Божьего и как в нем возрастать на практике.

Отметим напоследок, что степень, глубина страха Божьего зависят и от нашего опыта духовной жизни. Чем интенсивнее в жизни христианина был опыт соприкосновения с благодатью Божией, тем сильнее он может укрепиться в страхе Божием, так как больше осознает масштаб своей потери при отпадении от Бога через грех.

Также в духовной жизни крайне важно постоянство. Свт. Феофан Затворник, очень рекомендовал практику частого повторения кратких молитвословий:

«Топите без перерыва свою внутреннюю печку краткой молитовкой – и берегите чувства, чтобы чрез них не уходила теплота».

Традиционно призываем вас участвовать в таинствах Церкви: исповеди и причащения. Храни вас всех Господь!

+

Другие практики
этой категории

+

Мобильное приложение «Лествица»

Приложение ориентировано на воцерковленных православных христиан, готовых использовать современные технологии для усиления своих духовно-нравственных качеств, психических и когнитивных навыков.