Практикум "Ревность по Богу"

3 дня

«Гори духом, подобно святым, чтобы водвориться с ними в Царствии Небесном»

(прп. Ефрем Сирин).

Христос Воскресе! В предыдущих практикумах мы рассматривали душеполезные христианские делания, также называемые добродетелями. Мы предлагали вам молитвенно возбуждать в себе особые духовные чувства – покаяния, страха Божьего, памяти смертной, чувство присутствия Бога, радости о Боге, благодарности Богу. Святые отцы рекомендовали возгревать в себе эти чувства, так как они становятся мотиваторами к праведной жизни и помогают спасению души. Пребывание в них является молитвой.

В новом практикуме мы рассмотрим еще одну добродетель того же порядка – ревность по Богу. Ее еще называют «жажда Бога», «божественное рачение», она же может выражаться в виде «печали, тоски по Богу».

День № 1.  Что такое ревность по Боге

Большинство христиан в своей духовной жизни переходят от периода духовного воодушевления к периоду духовного оскудения. Эти перемены связаны в первую очередь с тем, что благодать Божия то посещает нас, то оставляет. Обычно первый период духовной жизни после осознанного воцерковления сопровождается обильным посещением благодати, сообщает душе неофита особое воодушевление, горение. Но в большинстве случаев это состояние проходит, ему на смену приходит оскудение/охлаждение. Объяснить это можно с помощью простой аналогии из жизни: по мере взросления детей, родители отпускают свою руку, давая детям свободу. Так и Господь сначала ведет (или даже тащит) человека, дает ему «сверхблагодать», но потом на время отпускает руку, чтобы человек сам пошел к Нему, чтобы сделал усилие, и оно стало бы собственным выбором человека.

Что мы можем сделать, чтобы сгладить эту череду в пользу духовного воодушевления, чтобы пребывать преимущественно в этом состоянии? Один из основных приемов – стяжать Божественное рачение, ревность по Богу.

Божественная ревность – постоянное стремление во всякий день и час хотя бы как-то приблизиться к Богу, понуждение себя делать угодное Ему и избегать неугодного, устремленность к Нему с верой и любовью. Эта ревность является нашим духовным усилием, которое в определенный момент наполняется благодатью от Бога и превращается во внутреннее горение, горячее чувство к Богу. В такие моменты от нас требуется ее не потерять и не растратить впустую. Тогда она становится основою всей духовной жизни, а периоды оставления благодати становятся короче и легче переносятся.

В чем же конкретно должна выразиться наша благоугодная ревность? В стремлении видеть Бога во всех обстоятельствах жизни, непрестанно о Нем помышлять, направлять наше произволение на добро ради Бога и во всем искать исполнения Его святой воли и заповедей.

Прп. Ефрем Сирин пишет: «Тебя должны мы искать вместо всего иного, и кроме Тебя не искать ничего. Ибо кто ищет, и ищет Тебя, тот все находит в Тебе. В Тебе богатство для нуждающихся, сердечная радость для скорбящих, врачевство для всех уязвленных, утешение для всех сетующих. Ты – мир на пределах царств и спокойствие внутри их. Ты – полная благословений нива; кто обладает Тобою, тот не истаивает гладом. Приими молитву нашу, Господи наш, и даруй нам Себя Самого. В Тебе да живем мы, Тобою да обладаем вместо всего иного. Тогда все наше».


Задание

Сегодня устремим наше помышления к Богу, будем жаждать угождения Его святой воле, будем заботиться о спасении души более, чем об успехе в мирской жизни. Духовный писатель Н.Е. Пестов отмечал, что у нас есть два потока жизни – мирской и божественный. Сегодня нам надо на протяжении дня почаще об этом вспоминать и восходить помышлениями от земного к горнему (небесному, высшему). В помощь возьмем для частого повторения молитвословия:

Боже, сотвори сердце мое ревнующим о Тебе!

Не отрини мене и не остави мене, Боже Спасителю мой» (не отвергни меня и не оставь меня, Боже, Спаситель мой!) (Пс. 26:9).

Да возвеселится сердце ищущих Господа (Псал. 104:3).

Взыщите Господа и утверди́теся (Ищите Господа и укрепитесь в Нем) (Псал. 104:4).


День № 1  Совет № 1                     

Прп. Ефрем Сирин призывает: «Взыщи Господа, возлюбленный, всеми силами твоими, чтобы спаслась душа твоя, и порок не водворился в сердце твоем».


День № 1  Совет № 2                     

Свт. Григорий Нисский наставляет:

«Когда время искать Господа? Отвечу кратко: целую жизнь. Ибо об этом одном благовременно иметь рачение при всяком другом рачении. Не в установленные какие-либо дни и не в определенное на это время взыскать Господа благо есть, напротив того, никогда не прекращать этого вовсе ищущему — вот истинная благовременность».


День № 1  Совет № 3

Свт. Феофан Затворник говорит о том, что ревность – плод благодати, и к ней надо стремиться, но не приписывать своим заслугам, если она будет действовать в человеке:

«Ревность о спасении у вас есть. Она знаменуется заботою, вами выражаемою. Это значит, что жизнь духовная в вас теплится. Следует вам ее поддерживать, поддерживая ревность и разжигая ее. Когда будет ревнование, будет жизнь, а жизнь никогда не стоит на одном, – следовательно, будет и преуспевание. Но замечать его нельзя, как не замечается рост детей, кои всегда на глазах.

Ревнование сие есть плод благодати. Господь призвал вас. Сие всегда исповедуйте с полным благодарением. Если призвал, то не бросит, только сами не отшатывайтесь от Него. Ибо не все от Господа, а есть часть и от нас. Что же от нас? Всеусильное действование в угождение Богу. Оно и будет, пока будет ревнование. Когда есть ревнование, оно свидетельствуется заботою о спасении жаркою».


День № 1  Совет № 4

Свт. Тихон Задонский рассуждает о Божественном рачении: «…и мир с его прелестью и суетою позади себя оставляя, на единого Бога взирай и Его полагай концом всех желаний твоих, и сердцем сокрушенным и смиренным призывай. Тогда узнаешь и внутри себя почувствуешь, что близок Он».


День № 1  Совет № 5

Свт. Григорий Богослов писал:

«В рассуждении одного Бога и божественного не знай меры в насыщении. Бог еще в большей мере дарует Себя тем, которые приемлют Его, Он Сам жаждет жаждущих Его, непрестанно и преизобильно источая Себя им».

День № 2.  Моменты оскудения душевных сил, богооставленность

Вчера мы обсуждали, что ревность, жажда Бога поддерживают наш духовный настрой ко спасению. Но всем вам, наверняка, довелось пройти в жизни такой период «богооставленности», когда нет сил молиться, совершать духовные усилия. Для таких моментов в жизни, когда совершается проверка нашей веры и закалка наших собственных сил, есть разные рекомендации. Сегодня мы поговорим о том, как христианин получает укрепление в «печали о Боге». Это одна из разновидностей жажды Бога.


Задание

Мы не знаем, на каком этапе духовной жизни вы сейчас находитесь (горение/подъем, нейтральный период или охлаждение/спад), но предлагаем вам на сегодня такую практику: вспомните, каким был один из случаев вашего духовного оскудения. Скорее всего, в тот момент вы испытывали голод по Богу, печаль оттого, что как будто потеряли Господа и нет сил ни на молитву, ни на борьбу с грехом. Естественные в таком состоянии тоска и печаль могут принести как пользу, так и вред духовному состоянию христианина.

Печаль вредная – это когда у нас опускаются руки, и мы зацикливаемся на своей немощи, начинаем себя жалеть и оправдывать, иногда даже злимся на обстоятельства или даже Самого Бога.  

Печаль полезная – это когда человек не малодушествует, но искренне печалится о своей немощи. Он с благодарностью исповедает, что спасение происходит только от Бога и осознает, что Бог испытывает его силы, призывая к покаянию и ненадеянию на свои силы. Итак, компоненты этого состояния «печали по Богу» такие:

1. Помнить, что спасение не в наших силах, но только по благодати Божией;

2. Иметь благодарное чувство к Богу за возможность спасения и многие Его к нам благодеяния;

3. Знать, что Господь в этот момент не оставил меня, но испытывает и учит справляться с собой. Он проверяет мою верность Его заповедям;

4. Видеть в этой ситуации призыв к покаянию.

С одной стороны, нам надо усвоить эти размышления на уровне интеллектуального знания. С другой стороны, мы должны стараться прочувствовать это сердцем.

Итак, сегодня предлагаем вам осмысливать печаль по Богу и углубляться в это состояние. В помощь предлагаем вам попеременно перечислять их в молитве:

«Господи, дай мне покаяние. Господи, научи меня на тебя возлагать всё упование. Господи, дай мне сил пройти испытание Твое. Слава Тебе за все!»


День № 2  Совет № 1

Митр. Антоний Сурожский так описывает пользу от периодов богооставленности, при которой мы имеем печаль о Боге:

«Нам надо созреть тоской по Боге, нам надо созреть голодом по Боге, созреть так, чтобы, когда Он нам явится, мы могли бы отозваться всем нашим существом на Его присутствие».


День № 2  Совет № 2

Вот как апостол Павел пишет о двух типах печали:

«Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть.

Ибо то самое, что вы опечалились ради Бога, смотри́те, какое произвело в вас усердие, какие извинения, какое негодование на виновного, какой страх, какое желание, какую ревность, какое взыскание!» (2Кор. 7:10-11).


День № 2  Совет № 3

Свт. Тихон Задонский пишет:

«Истинная христианская печаль – печаль о том, что христиане имеют высокое и небесное призвание, но не могут жить достойно этого призвания по немощи плоти; что называют Бога Отцом, но не могут так совершенно, как требует долг, любить Его и угодить ему; получают от Него неизреченные благодеяния и надеются в будущем веке получить их еще больше, но достойно отблагодарить Его не могут. „Что воздам Господу за все благодеяния Его ко мне?“ (Пс. 115:3). Эта печаль им полезна и приятна Богу, ибо „Жертва Богу – дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже“ (Пс. 50:19). Такая печаль нужна всякому христианину, ибо такой печалью исправляется и обновляется растленное естество».


День № 2  Совет № 4

Св. Нил Синайский пишет: «Где печаль ради Бога, там будет и вечная радость».

О том же говорит и свт. Иоанн Златоуст: «Что тяжелее печали? Но когда эта печаль по Боге, она гораздо лучше мирской радости. Эта радость обращается в ничто, а печаль ведет к спасительному покаянию».


День № 2  Совет № 5

Говоря о благодарении в моменты оскудения душевных сил, вспомнимСовет свт. Игнатия Брянчанинова: «Повторяемые слова „Слава Богу за всё“ или „Да будет воля Божия“ со всей удовлетворительностью действуют против очень сложной скорби. Странное дело! иногда от сильного действия скорби потеряется вся сила души; душа как бы оглохнет, утратит способность чувствовать что-либо: в это время начну вслух, насильно и машинально, одним языком, произносить: „Слава Богу“, и душа, услышав славословие Бога, на это славословие как бы начинает мало помалу оживать, потом ободрится, успокоится и утешится».


День № 2  Совет № 6

Прп. Авва Исайя пишет: «Печаль по Боге не ввергает человека в отчаяние, напротив, утешает его, внушая ему: „Не бойся, снова прибегни к Богу: Он благ и милосерден. Он знает, что человек немощен, и помогает ему“. Печаль в разуме Божием, снедая сердце, удерживает чувства его от увлечения грехом, а трезвение противостоит лукавым помыслам и охраняет ум от небогоугодных движений».

День № 3.  «Путь немечтательного делания»

В этом практикуме мы хотели бы отдельно поговорить о том, что только силой Духа Святого через благодать Божью возможно стяжать добродетели. Мы говорили об этом во всех предыдущих практикумах, предостерегая от того, чтобы у вас возникала хоть малое самодовольство, если вдруг почувствуете преуспеяние в той или иной христианской добродетели. Ничего не присваивать себе и во всех достижениях духовной жизни видеть Божью милость, а лучше и вовсе не замечать никаких своих успехов в деле спасения, чтобы лишний раз не обольщаться, – таков лишенный опасной прелести «путь немечтательного делания». Об этом пишет прп. Арсения Себрякова, настоятельница Усть-Медведицкого монастыря, в одноименной книге («Путь немечтательного делания»). Опираясь наСоветы ее духовной наставницы схимонахини Ардалионы, на переписку со свт. Игнатием Брянчаниновым и на свой духовный опыт прп. Арсения описывает особый взгляд на путь спасения – «исповедание Единого спасающего».

Она пишет: «исповедание Господа спасающего, как духовное делание, может быть принято душою не только в течение целых часов и дней, но даже и годов. Не скажу, чтоб оно заменяло молитву, но в нем может пребывать душа долгое время, не переходя к молитве, если сама молитва не придет. Когда от лености, от рассеянности нет молитвы, тогда нужно ее поискать с трудом; когда от восстания страстей отходит она, тогда надо побороться и отречься от причины страстей; когда от уныния, от помрачения душевного не находит ее душа, тогда лучше всего пребывать в исповедании Единого спасающего». Иными слова, прп. Арсения пишет о том, что есть особая духовная практика, которая может как выручить христианина в период богооставленности, так и стать особым путем, приводящим к истинной молитве.


Задание

Сегодня постарайтесь проникнуться идеей о том, что сами по себе мы совершенно бессильны в духовной жизни. Без благодати Божией мы ничего не сможем добиться на пути спасения души. Потрудимся всем сердцем исповедать то, что лишь Христос – «Единый спасающий», – творит дело нашего спасения. Отречемся от всякой мысли о том, что в деле спасения есть хоть какая-то наша заслуга.

Проникайте в глубину смыслов этого опыта. В помощь предлагаем молитвословия для частого повторения на протяжении дня:

«Господи! Ты – жизнь души моей, в Тебе одном живот вечный!» (прп. Арсения Сребрякова).

«Аще не Господь помогл бы ми, вмале вселилася бы во ад душа моя» (Если бы не Господь был мне помощником, вскоре отправилась бы душа моя в ад) (Пс. 93.17).

«Господи Боже мой, не забу́ди убо́гих Твои́х до конца́» (Пс. 9.33).

«Господи, рцы души́ мое́й: спасе́ние твое́ есмь Аз» (Господи, скажи душе моей: «Я – спасение твое!») (Пс. 23.3).


День № 3  Совет № 1

Прп. Арсения в своей переписке отвечает на вопросы о том, как стяжается исповедание Единого спасающего: «Вы просите дать некоторые объяснения для того, чтоб войти в делание, о котором я говорю. Но войти в него невозможно. Ему предает человека то, чтоб человек потерял все, чтоб он нигде и ни в чем не находил надежды спасения».


День № 3  Совет № 2

Старица продолжает:

«…потому-то они (помыслы) увлекают (в бездну), что нет сил, нет способности сдержать их. (…) Не в уме, не в памяти, не во внимании, а глубоко в душе оживает сознание, что есть Спасающий. Это сознание я называю верою и потому, что она не произведение ума, а живое ощущение души, – она <вера> названа живою верою, хотя она будет и в самой малой степени и слабая.

Чем выражается вера? Выражается она тем, что не попускает человека искать жизни и спасения своей души ни в чем. Не попускает даже душе действовать для себя и собою. Молитва Иисусова есть выражение живого ощущения веры».

 

День № 3  Совет № 3

Вот еще наставление прп. Арсении:

«Делание, о котором я хочу говорить, приводит к принятию всего от Господа, даже больше этого – к принятию душою Господа, в Котором она находит все. Вы уже по опыту знаете, какую силу находит душа в том исповедании, что в Господе, и в Нем Одном ее спасение, что Он Сам спасение ее. Это исповедание может быть произносимо душою только при полном сознании своей греховности. Вы чувствуете силу оживляющую в этих словах, и иначе быть не может. Во время молитвы это исповедание как будто установляет отношение души, убитой грехом, к Господу спасающему. Если душа остается постоянно и глубоко в таком настроении, то она уже молится даже без слов, даже во сне. Это исповедание объемлет всю душу и всю жизнь, и так, как душа состоит из частей, жизнь слагается из многих разнообразных состояний (я говорю о жизни духовной), то и это исповедание, сохраняя свой единый, основной характер, разделяется на частности.

Например, при духовном неразумии, когда ум тупеет, не проникая ни в слово Божие, ни в свое состояние, душа исповедует: „Ты, Господи, Один премудрость и просвещение наше“. Когда дух немоществует: „Ты, Господи, – Сила моя!“ Когда тьма внутренняя наполняет всего человека и, как вы выражаетесь, не пробьешься внутрь себя: „Ты, Господи, Один Свет“, и во всех иных случаях подобные исповедания. Из этих частных исповеданий выходит одно полное и живое познание – познание душою Искупителя, Который для нее – Единое спасение. Но только эти частные исповедания не следует употреблять без надобности и часто переменять одно другим, но чтоб они были выражением крайней потребности души, чтобы она в Господе, и в Нем Одном находила, чаяла зреть то, что не находит в себе, что в себе и искать не дерзала бы. Эти исповедания не суть просьбы о даровании того или другого, нет; душа и не хочет себе и для себя и в себе видеть и находить что бы то ни было доброе – все это она чает зреть в Едином Боге, и верою просвещается. Опять повторю, что душа при каждом своем состоянии, поставленная в правильное отношение к Господу спасающему, в молитвенном призывании Его имени слышит живую силу Его. Но только чтоб эти исповедания не были выдуманы умом, составлены воображением, растворены чувствами, нет, они могут быть только вызваны потребностями души, без всяких порывов и разгорячений. Когда чувствуется мертвенность души, то я не стараюсь оживить ее ничем: „Господи! Ты – жизнь души моей, в Тебе одном живот вечный!“, и я призываю Его Всесвятое Имя и, выходя из своей мертвенности, не ища жизни в себе, не желая ее для себя; не достаточно ли для моей души того верования и исповедания, что Жив Господь, и жива будет душа моя! И как-то хочется оставаться в своей мертвенности, чтоб только в Нем Одном видеть жизнь. Это не чувство, не мечтательность, но состояние дней, месяцев, годов».

                                                                                                                                        

День № 3  Совет № 4

Отметим, что предложенная прп. Арсенией духовная практика весьма радикальна, тяжела для современного человека с его вечным желанием действовать, спасаться, искать разные пути. Но она проникнута крайним смирением, истинным и глубинным. Эта «вера» очень созвучна состоянию печали о Боге, поэтому мы и приводим здесь ее описание.

Конечно, эта практика сложна и требует очень тонкого душевного настроя, но хорошо бы вам знать о ней, попробовать для себя это устроение ума и сердца.


День № 3  Совет № 5

Прп. Арсения предлагает Иисусову молитву как выражение идеи исповедания Единого спасающего, но подчеркивает, что важна не сама молитва, а то, чтобы проникнуться духом этого исповедания:

«Чем выражается вера (исповедание Единого спасающего)? Выражается она тем, что не попускает человеку искать жизни и спасения своей души ни в чем. Не попускает даже душе действовать для себя и собою. Молитва Иисусова есть выражение живого ощущения веры».


Заключение

На этом практикум окончен. Мы надеемся, что вы теперь имеете представление о духовных деланиях ревности по Богу, печали о Боге и исповедания Единого спасающего. В рамках практикумов Школы Молитвы мы рассмотрели основные духовные делания, рекомендуемые святыми отцами. В следующем практикуме поговорим еще раз о том, как их применять.

Традиционно призываем вас участвовать в таинствах Церкви, особенно – в Причастии и исповеди.

+

Другие практики
этой категории

+

Мобильное приложение «Лествица»

Приложение ориентировано на воцерковленных православных христиан, готовых использовать современные технологии для усиления своих духовно-нравственных качеств, психических и когнитивных навыков.