Практикум молитвы за весь мир

5 дней

Древняя мудрость гласит: «Можешь помочь человеку – помоги, не можешь помочь – помолись, не умеешь молиться – подумай о нем хорошо» (см. у святителя Николая Сербского).

Мы начинаем практикум, в котором будем приучать себя сначала думать хорошо и желать блага людям, а потом перейдем к молитве.

День № 1. Благословение

Благословение – многозначное слово. Это и славословие Богу, воздающее Ему хвалу, и пожелание блага для того, на кого направлено благословение. Благословлять – изрекать благое слово, к этому призван каждый христианин, но мы часто забываем об этом. А ведь в наших силах переломить упрямство ветхого человека внутри нас. Того ветхого человека, который судит, раздражается, ищет виноватых и всячески отступает от Божьего призыва благословлять.

Поучимся этому ценному навыку, который, вопреки расхожему мнению, отнюдь не является прерогативой одних только священников.

Задание

Сегодня попробуйте «источать благословения». Старайтесь бодрстовать духом и благословлять всех, кто встретится вам на пути, с кем вы столкнетесь в делах, с кем будете говорить по телефону и чей образ просто придет вам в голову. Всех благословляйте мысленно или устно, если это будет уместно. Это может быть как самое простое: «Господи, благослови этого человека», так и более конкретное благопожелание, например: «Буди благословен Иван Иванович, дай, Боже, ему сил на труды его в этот день». А может быть и благословение в виде славословия Богу. Например: «Благословен Бог, укрепляющий творящих добрые дела», – когда вы порадуетесь о чьем-то добром деле.

Старайтесь на протяжении дня поддерживать эту практику. Сколько человек вы сможете благословить за день? 10? 20? Больше?…

День № 1 Совет № 1

Старайтесь особенно благословлять людей, которые чем-либо вам не угодили: тех, кто вам досаждает или кого вы осуждаете, или незнакомых людей, которые почему-то вам не очень нравятся (даже среди простых прохожих или тех, кого вы видите по телевизору). Иными словами, благословляйте вопреки своим внутренним негативным чувствам к людям.

Нужно осознать очень необычную для понимания мысль: «Когда человек делает нам больно, то скорее всего, сам он – глубоко несчастен. Счастливые люди не хамят в очередях, не ругаются в транспорте, не сплетничают о коллегах. Счастливые люди просто радуются жизни. И всякого рода зло им ни к чему. Желай счастья всем и сам счастлив будешь!» – святой прав. Алексий Мечев.

День № 1 Совет № 2

Старайтесь не отвлекаться от выполнения практики. Если в какой-то момент обнаружите, что отвлеклись, постарайтесь вспомнить, на чем вы прервались, какое событие или дело вас отвлекло. Такая практика со временем повысит вашу осознанность.

День № 1 Совет № 3

Для вдохновения обратимся к 12ой главе Послания ап. Павла к Римлянам:

9 Любовь да будет непритворна; отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру;

10 будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга опережайте;

11 в усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите;

12 утешайтесь надеждою; в скорби будьте терпеливы, в молитве — постоянны;

13 в нуждах святых принимайте участие; ревнуйте о странноприимстве.

14 Благословляйте гонителей ваших; благословляйте, а не проклинайте.

15 Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими.

16 Будьте единомысленны между собою; не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным; не мечтайте о себе;

17 никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми человеками.

18 Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми.

День № 1 Совет № 4

Прп. Паисий Святогорец предлагал родителям как можно чаще благословлять своих детей. Как словом и крестным знамением, так и мысленно на протяжении дня.

День № 1 Совет № 5

«Приучи себя при первом взгляде на человека всегда от души желать ему добра».

Митр. Антоний Сурожский

День № 2. Иисусова молитва о ближних

Сегодня добавим к вчерашней практике благословений дополнительное молитвенное усилие.

За основу возьмем Иисусову молитву. Нам еще предстоит отдельный практикум по ней, а пока вооружимся так называемой пятисловной формулой: «Господи Иисусе Христе помилуй мя», но в конце будем заменять «мя» на имена тех, о ком мы молимся.

Задание

В течение дня старайтесь удерживать внимание на Иисусовой молитве о ближних. Сами выберите, за кого молиться. Это могут быть болящие, скорбящие, совершающие какое-то ответственное дело… словом, все, кто наиболее нуждается в молитвах в этот момент. Просто подставляйте имена в молитву и держите молитвенное прошение за этих людей.

Практика предполагает многократное повторение молитвы за одного и того же человека. Потом можно перейти к молитве о другом человеке и так менять имена в течение дня. Если вы чувствуете, что кому-то нужна в этот день особая молитвенная поддержка, молитесь так весь день только об этом человеке.

День № 2 Совет № 1

Во время молитвы о человеке избегайте того, чтобы представлять его в своем воображении. Святоотеческая традиция вообще предостерегает от того, чтобы пользоваться воображением при молитве. Однако, не отвлекаясь от молитвенного призывания Божьей милости, мы можем ощущать человека, о котором молимся.

День № 2 Совет № 2

Старайтесь поддерживать молитву о ближних в течение дня. Возвращайтесь к ней, если отвлечетесь. И помогайте себе не забывать о молитве: поставьте несколько будильников на разное время в течение дня. Наклейте стикеры-напоминания на видные места, поставьте крестик на руке… Используйте разные средства достижения частоты в этой практике.

День № 2 Совет № 3

Приснопамятная греческая старица, схимонахиня Гавриила, рассказывала о своем молитвенном опыте: «Когда берем четки и думаем о тех, за которых хотим помолиться, нашим двигателем является любовь. «Боже мой, Ты знаешь, как я люблю этого человека. Эта любовь моя – не моя, ибо Ты – источник Любви. От этого Источника беру и я, и Тебе приношу этого человека. И прошу Тебя, да дашь ему Просвещение, да дашь ему Милость, да дашь ему Силу, да дашь ему Веру, дай все богатые Твои щедроты. И молю тебя о...» (и после того как скажешь такое предисловие, берешь один узелок и говоришь) о таком-то, таком-то, таком-то. И приносишь мысленно к ногам Христовым этих лиц, как будто и они сами действительно коленопреклоненно молятся перед Ним (…). У меня есть опыты многих лет, что Бог творит много чудес через такую молитву. Потому что Бог хочет иметь нас Своими соработниками. Какими бы ничтожными мы ни были. Ибо мы создания Его, и этими созданиями Он действует».

При этом нужно помнить, что недопустимо во время молитвы представлять образы тех, за кого молишься. В приведенных словах старицы Гавриилы речь идет об особом делании. О безОбразном предоставлении человека в руки Божии, в Его волю, к ногам Христа. Без каких-то конкретных образов. Молитва о ком-то – это болезнование сердца, печаль о нем. Молитва – это обращение к Богу, можно сказать – разговор с Творцом. А беседуя с Царем царей недолжно отвлекаться на постороннее.

День № 2 Совет № 4

Покаянный дух очень способствует Иисусовой молитве, тем более если она совершается за ближних. Возвращайтесь к опыту предыдущих двух практикумов, погружайтесь в покаянный дух Великого поста, чтобы глубже молиться.

День № 3. Молитва о многих людях

Сегодня мы обсудим, как происходит расширение охвата нашей молитвы и как оно влияет на наше восприятие этого делания. Обратимся к совету прп. Паисия Святогорца о молитве за ближних.

«У меня был очень близкий друг, который заболел раком. Незадолго до его смерти я спросил старца Паисия: “Скажи, моя молитва за друга имеет какую-то силу? ”.

Старец ответил: “А почему ты молишься только за одного человека? Молись за всех людей, за всех, кто болен тяжелыми болезнями в мире.

Молитва подобна автобусу — одинаковый плод от водителя автобуса, в котором едет сто человек и от водителя автобуса, в котором едет один человек”.

Я воскликнул: “Но ведь остальных я не знаю! ”.

И старец сказал: “Разве Пресвятая Богородица знает тебя? Ты Ей неизвестен, ты не можешь Ей ничем помочь, Она в тебе не нуждается, так почему Она должна тебе помогать? – вот твоя логика. (…) Научись молиться за людей вокруг тебя, и тогда ты уподобишься Господу и Богородице ”» (рассказ протопресвитера Михаила (Макридиса).

Задание

Попробуйте и вы молиться не только за конкретных людей, но и за всех, кто находится в сходных с ними обстоятельствах. Можно молиться: «Господи Иисусе Христе, помилуй нас грешных» или более конкретно «…помилуй болящих рабов Твоих».

Продолжайте молиться Иисусовой молитвой, расширив ее охват на разные группы страждущих, оказавшихся в сходной ситуации, которой сопереживает ваше сердце. Также продолжайте практику благословений окружающих вас людей, как мы делали с первого дня практикума.

День № 3 Совет № 1

Постарайтесь прочувствовать, как практика «молитвенного автобуса» прп. Паисия увеличивает горение сердца и сострадания ко всем тем, за кого мы молимся.

День № 3 Совет № 2

Отметим, что сострадание является прекрасным помощником в молитве. Сострадающее сердце глубже и интенсивнее сопереживает чужим скорбям, и от этого рождается молитвенное горение, внимание и сосредоточенность.

«В сострадании сокрыта любовь такой силы, что она больше обычной любви. Если ты сострадаешь другому, то начинаешь любить его сильнее… Человек духовный – весь одно большое сострадание. Изнемогает, сострадая другим, молится, утешает. И, хотя берёт на себя чужие страдания, всегда полон радости, так как Христос отнимает от него его боль и утешает духовно».

(Прп. Паисий Афонский)

День № 3 Совет № 3

Следуя опыту прп. Паисия Святогорца, мы можем разделить день на периоды, в течение которых совершаем молитвы о ближних для разных случаев. Например: утром до полудня – за болящих; днем до 15:00 – за алко- и наркозависимых; далее до 18:00 – за сирот и оставшихся без крова, и тд. То есть в эти периоды времени мы стараемся поддерживать частое повторение Иисусовой молитвы за ближних в соответствии с той группой нуждающихся, которую мы выбрали для этого отрезка времени. Или мы можем выделять время и вставать на отдельные молитвы, выбрав себе какое-то особое правило.

В любом случае, идея заключается в том, чтобы иметь периоды сугубой молитвы за людей, претерпевающих разные скорби.

Такая практика дает больше молитвенного внимания, т.к. переходя в течение дня от одной темы молитвы к другой, мы возбуждаем в себе сострадание к различным ситуациям, сопереживаем каждой из них, и это помогает поддержать сердечную теплоту в течение дня.

День № 4. Молитвенное переживание различных бедствий

Сегодня мы поговорим о том, как можно молитвенно переживать различные бедствия. Таким образом мы расширяем охват нашей молитвы по сравнению с предыдущими днями.

Можно сказать, что мы как христиане, призваны к состраданию и сопереживанию любой скорби, но особенно это касается масштабных печальных событий – катаклизмов, катастроф, войн и др.

Молитвенное сопребывание с теми, кто страдает от таких событий, является сильным мотиватором к духовному бодрствованию и помогает бороться с сердечным нечувствием и безразличием.

Задание

Сегодня мы предлагаем вам использовать опыт предыдущих дней для того, чтобы сосредоточиться на молитве о мире в Украине и о том, чтобы военные события скорее закончились и причинили людям как можно меньше страданий.

Постарайтесь на протяжении дня пребывать в непрестанной молитве и болезновании о войне и ее тяготах. Не рассеивайтесь мыслями, но старайтесь как можно дольше и глубже удерживать себя в этой молитве, чем бы вы при этом ни занимались.

Сама молитва может звучать так: «Господи Иисусе Христе, помилуй страну украинскую и российскую», или «…помилуй наши многострадальные страны», или «Господи Иисусе Христе, дух братолюбия и мира в сердцах наших навеки утверди», или просто «…помилуй нас грешных». Важна не сама формула молитвы, но то, чтобы она выражала ваше сердечное переживание и при этом была емкой и удобной для многократного повторения. Постарайтесь подобрать оптимальный для себя вариант.

День № 4 Совет № 1

Старайтесь отрешиться от эмоций, чувственных переживаний и особенно образов в воображении, которые возникают в связи с войной и всем информационным фоном вокруг нее. Наше дело – просить Бога о милости, не ожидая конкретного результата, который нам кажется правильным.

«Не как я хочу, но как Ты хочешь, Господи!»

День № 4 Совет № 2

Чувство сострадания, если оно исходит из глубины сердца, как и покаяние, укрепляет нашу молитву, помогает не рассеиваться вниманием. Постарайтесь это прочувствовать, учитесь удерживаться в молитве как можно дольше, опираясь на сострадание.

День № 4 Совет № 3

Опытные молитвенники объясняют, что сострадание бывает разное: оно может быть чувственное человеческое, а может быть в Боге, - и советуют относиться к трагическим событиям нашей жизни, особенно к войнам и стихийным бедствиям через погружение в Бога.

Когда нас лично что-то не касается, нам кажется, что во всем мире тишь и благодать. Но в мире каждый день происходит скорбь: сегодня – здесь, завтра – там. Мир постоянно наполнен скорбью, но мы оцениваем мир только через свое знание о происходящих событиях.

А Бог присутствует и действует везде: на войне, в больницах, в стихийных бедствиях, во всей полноте печальных и радостных событий.

И мы тоже можем молитвенно проживать всю полноту событий в мире, но не своим разумением и восприятием, а через Бога, через Христа, через присоединие к этой божественной реальности.

Но для этого надо сперва умàлить свое мнение о событиях, свое «я» и свое однобокое переживание. Чтобы суметь так сделать, полезно вспомнить слова Христа, которые были обращены к прп. Софронию (Сахарову) в годы Первой Мировой войны в ответ на его скорбь о происходящем. «Разве ты за них распялся?» – спросил его божественный голос. «Ведь это Я за них распялся и продолжаю висеть на Кресте. За каждого убитого на этой войне, за каждого убийцу, который убивает – и за него Мое сердце болит и кровоточит. И в каждую минуту, и в каждую секунду».

Людям зачастую присуще эмоциональное страдание, мысли и переживания о беде, но вдали от места, где разворачиваются трагические события, невозможно войти в боль каждого человека, можно только страдать эмоционально, и эти страдания зачастую не являются состраданием, не дают человеку со-страдать (совместно страдать).

Человек лишь скорбит о событиях, но не несет эту боль во всей полноте ежесекундно.

Подобно тому, как прп. Софроний начал проживать скорбь мира не через свое эго, а через Христа, несущего ежесекундно эту скорбь, мы тоже можем через молитву поменять свое отношение.

Попробуйте прожить все эти события через Христа, и со временем ваше "я" утихнет. Постарайтесь понять, что вы ничему не сострадаете, это просто ваш эгоизм не принимает совершающиеся события! А Христос страдает совершенно бескорыстно и в полной мере!

С таким пониманием надо приступать к молитве. И в молитве этой мы ищем Христа – Его стабильность, несокрушимость, неизменность. Учитесь одергивать себя, чтобы иметь безоценочное суждение о событиях и удерживайте в памяти вечно распинаемого Христа – тогда молитва ваша будет чистой и будет помощью тем, вместе с кем Христос реально несет бремя страдания.

День № 4 Совет № 4

Вы можете выбрать любое другое масштабное скорбное событие для вашей молитвы на сегодня. Важно, чтобы в этой молитве не возникало внутренних противоречий с вашим мировоззрением, то есть чтобы она была искренняя, а также чтобы она не вводила вас в бурю помыслов. Как вы помните из практикума борьбы с помыслами, нам следует стараться максимально отрешиться от мыслей во время молитвы.

День № 5.  Молитва за весь мир

Сегодня поговорим о том, что означает «молитва за весь мир» и попробуем воспринять учение прп. Силуана Афонского о ней.

«Любите все создание Божие, – говорит старец Зосима в романе Достоевского «Братья Карамазовы». – Любите все создание Божие, и целое, и каждую песчинку. Каждый листик, каждый луч Божий любите. Любите животных, любите растения, любите всякую вещь. Будешь любить всякую вещь, тогда и тайну Божию постигнешь в вещах».

Именно это чувство космического единства выражено прп. Силуаном Афонским: «Кто носит в себе Духа Святого… тот скорбит о всем народе день и ночь, и сердце его жалеет всякое создание Божие, и особенно людей, которые не знают Бога, или противятся ему, и потому идут в огонь мучения. За них он молится день и ночь, больше, чем за себя, чтобы все покаялись и познали Господа. Своим избранникам Господь дает столь великую благодать, что они любовью обнимают всю землю, весь мир, и душа их горит желанием, чтобы все люди спаслись и видели славу Господню».

Прп. Софроний (Сахаров) в своей книге о преподобном Силуане суммирует это учение старца о взаимосвязанности всего космоса словами, которые сразу же заставляют вспомнить Достоевского: жизнь духовного мира старец сознавал, как единую, и в силу этого единства, каждое духовное явление неизбежно отражается на состоянии всего этого мира. Речь тут идет о мистическом духовном единстве всего творения во все времена от сотворения мира.

Можно выделить три основных аспекта понимания преподобным Силуаном той всеобъемлющей любви и молитвы, которые и составляют истинное призвание каждого человека. Во-первых, твердая убежденность прп. Силуана в том, что Бог призывает всякого человека ко спасению. Во-вторых, его учение о «всем Адаме», о едином теле всего человечества, и связанная с ним идея о том, что «мой ближний – это я». В-третьих, его непоколебимая уверенность в том, что, согласно Божественному замыслу, не только человечество, но и все мироздание должно быть искуплено и преображено.

Из этого исходят и три призыва: люби всех, молись обо всех, плачь обо всех, кайся обо всех.

Задание

Мы сегодня постараемся живо ощутить свою личную сопричастность к единому организму всего творения Божиего. Почувствовать себя маленькой клеточкой этого организма, которая живет единую жизнь со всем организмом. Проникнетесь мыслью о том, что наше человеческое преображение становится началом преображения всего мира, а наша молитва обо всех остальных клеточках вселенского организма, об их преображении претворяют в жизнь божественный замысел о том, чтобы все спаслись в единстве. Поддерживая в себе это ощущение включённости в мироздание, выберите себе на день краткую молитву для частого повторения. Это может быть: «Господи Иисусе Христе, помилуй нас грешных» или «Боже, спаси все творение Твое и меня грешного/ую (имя)».

День № 5 Совет № 1

Слова апостола Павла «Мы члены друг другу» (Еф. 4:25) должны быть осмыслены во всей широте их значения.

Вслед за апостолом Павлом, прп. Силуан видит в первозданном Адаме главу всего человеческого рода, вмещающего в себе все человечество. Этом выражается общность личного бытия каждого человека с общечеловеческим бытием и «единосущия всего человеческого рода».

День № 5 Совет № 2

Одним из первых учение о взаимосвязи всего творения и о необходимости молитвы за весь мир выразил прп. Исаак Сирин. В известном тексте из «Слов подвижнических» преподобный Исаак пишет: «И что есть сердце милующее?.. Возгорение сердца у человека о всем творении, о людях, о птицах, о животных, о демонах и о всякой твари. При воспоминании о них и при воззрении на них очи у человека источают слезы, от великой и сильной жалости, объемлющей сердце. И от великого терпения умаляется сердце его, и не может оно вынести, или слышать, или видеть какого–либо вреда или малой печали, претерпеваемых тварью. А посему и о бессловесных, и о врагах истины, и о делающих ему вред – ежечасно со слезами приносит молитву, чтобы сохранились и очистились; а также и о естестве пресмыкающихся молится с великой жалостью, которая возбуждается в его сердце до уподобления в сем Богу».

Чтение дня

Рекомендуем вам углубиться в темы взаимосвязанности всего творения и молитвы за весь мир. От внешнего, логического осмысления этих богословских тем через молитву мы можем взойти на новую ступень молитвы. Начать можно с чтения статьи митрополита Диоклийского Каллиста (Уэра):

Заключение

На этом практикум окончен. Надеемся, что он помог вам глубже осмыслить и прочувствовать идею молитвы за весь мир.

Традиционно призываем вас – постарайтесь найти время для исповеди и причастия.

Храни вас Бог!

+

Другие практики
этой категории

+

Мобильное приложение «Лествица»

Приложение ориентировано на воцерковленных православных христиан, готовых использовать современные технологии для усиления своих духовно-нравственных качеств, психических и когнитивных навыков.