Практикум Иисусовой молитвы


«Нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян. 4: 12).

«Бей супостатов именем Иисусовым, ибо нет сильнейшего оружия ни на небе, ни на земле» (Лествица, 21:7).


Мы начинаем первый практикум по Иисусовой молитве. Этой молитве будут посвящены три практикума, но участвовать во втором и третьем практикумах можно будет только по благословению духовника Школы Молитвы, т.к. они будут предполагать особое усилие и расположенность к этой молитве. А пока начнем с азов, с внешней стороны этого «делания».

Мы будем практиковать Иисусову молитву, знакомясь с разными вариантами ее произнесения. Постарайтесь за эти дни понять, какой из вариантов больше отзовется в вашем сердце. Конечно, за несколько дней практикума освоить эту молитву не получится. Надеемся, что у вас сложится некоторое первоначальное впечатление и вы сможете выбрать для себя дальнейший путь ее освоения. В практике Иисусовой молитвы очень важны мотивация и вдохновение. Их хорошо черпать из книг. Мы будем предлагать вам в каждый день практикума немного чтения про эту молитву, чтобы вдохновлять вас.

В этом практикуме мы будем осваивать гласную молитву (другие степени ее освоения – умная и сердечная). Гласная молитва предполагает проговаривание устами всех слов молитвы, будь то вслух или про себя.

День № 1. Пятисловная молитва: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя»

Сегодня будем осваивать пятисловную молитву: «Господи Иисусе Христе помилуй мя». Эта формула Иисусовой молитвы наиболее широко применяется в грекоязычных поместных Церквях. Она легко и быстро произносится, в этом ее большое удобство.

Задание

Постарайтесь в течение дня почаще вспоминать про молитву и повторять ее по много раз. Усердствуйте в том, чтобы, не отвлекаясь, повторять молитву раз за разом, чем бы вы при этом ни занимались.

Сегодня от вас не требуется особенного усилия в молитвенных чувствах. Просто старайтесь сохранять осознание того, что вы взываете к Богу о помиловании, а не просто говорите некоторую молитвенную формулу.

Прибавьте к сегодняшнему вечернему правилу и завтрашнему утреннему по 5 минут Иисусовой молитвы. Заведите будильник, возьмите в руки четки и молитесь, как вам будет удобно.

День № 1 Совет № 1

Поставьте себе будильники в течение дня, чтобы напоминать о молитве. Полезными будут и такие напоминания, как крестик на руке, стикеры на видных местах, заставка с Иисусовой молитвой на рабочем столе телефона и компьютера и проч.

День № 1 Совет № 2

Старайтесь выработать привычку повторять эту молитву во время рутинных дел, особенно бытовых, которые совершаются «на автомате». Когда моете посуду, убираете в доме, чистите зубы, принимаете душ, едете в автомобиле или в общественном транспорте – старайтесь молиться. Не теряйте это драгоценное время на бессмысленную суету мыслей и на собеседование с помыслами, посвятите его Иисусовой молитве.

День № 1 Совет № 3

О плодотворности частого призывания имени Иисуса Христа, прекрасно выразился один из авторов Добротолюбия – св. Исихий: «Когда дождь обильно сходит на землю, он сильно ее умягчает, так и землю сердца нашего наполняет радостью и веселием частое призывание имени Христова».

Аудио дня

Блаженной памяти афонский подвижник схимонах Никодим Карульский творит пятисловную Иисусову молитву. Вы можете помолиться вместе с ним, перенимая его темп и манеру.

https://www.youtube.com/watch?v=kEC2e1Wc31A

Чтение дня

Мы приведем здесь отрывки из первой главы «Откровенных рассказов странника» с нашими пояснениями (курсивом).

Странник встретил старца и спросил его о молитве:

А что такое молитва? и как научиться молиться? (...) Многие о деле молитвы рассуждают совсем превращенно, думая, что приуготовительные средства и подвиги производят молитву, а не молитва рождает подвиги и все добродетели. В сем случае они плоды или последствия молитвы неправильно принимают за средства и способы к оной, и сим унижают силу молитвы. И это совершенно противно Священному Писанию: ибо Апостол Павел дает наставление о молитве в таковых словах: молю убо прежде всех (прежде всего) творити молитвы [1Тим. 2:1]. – Здесь первое наставление в изречении Апостола о молитве есть то, что он поставляет дело молитвы прежде всего: молю прежде всех творити молитвы. Много дел благих, которые требуются от христианина, но дело молитвы должно быть прежде всех дел, потому что без нее не может совершиться никакое другое дело благое. Не можно без молитвы найти путь ко Господу, уразуметь истину, распять плоть со страстьми и похотьми, просветиться в сердце светом Христовым и спасительно соединиться без предварительной, частой молитвы. Я говорю частой, ибо и совершенство и правильность молитвы вне нашей возможности, как говорит и св. Апостол Павел: о чесом помолимся, яко же подобает, не вемы [Рим. 8:26]. Следственно токмо частость, всегдашность оставлена на долю нашей возможности, как средство к достижению молитвенной чистоты, которая есть матерь всякого духовного блага. Стяжи матерь, и произведет тебе чад, говорит св. Исаак Сирин, научись приобрести первую молитву и удобно исполнишь все добродетели. А об этом-то и неясно знают и немного говорят малознакомые с практикою и с таинственными учениями св. отцов.

Далее старец разъясняет о цели упражнений в Иисусовой молитве:

(…) непрестанная внутренняя Иисусова молитва есть беспрерывное, никогда не престающее призывание Божественного имени Иисуса Христа устами, умом и сердцем, при воображении всегдашнего Его присутствия, и прошении Его помилования, при всех занятиях, на всяком месте, во всяком времени, даже и во сне. Она выражается в таковых словах: Господи, Иисусе Христе, помилуй мя! И если кто навыкнет сему призыванию, то будет ощущать великое утешение, и потребность творить всегда сию молитву так, что уже без молитвы и быть не может, и она уже сама собою будет в нем изливаться.

Странник после молитвенных трудов по благословению старца обрел первые плоды молитвы и описывает их:

Принявши сие наставление, я все лето провождал в беспрестанной устной Иисусовой молитве, и был очень покоен. Во сне почасту грезилось, что творю молитву. А в день, если случалось с кем встретиться, то все без изъятия представлялись мне так любезны, как бы родные, хотя и не занимался с ними. Помыслы сами собою совсем стихли, и ни о чем я не думал, кроме молитвы, к слушанию которой начал склоняться ум, а сердце само собою по временам начало ощущать теплоту и какую-то приятность. Когда случалось приходить в церковь, то длинная пустынная служба казалась краткою, и уже не была утомительна для сил, как прежде. Уединенный шалаш мой представлялся мне великолепным чертогом, и я не знал, как благодарить Бога.

День № 2. Семисловная молитва: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя»

Сегодня будем осваивать семисловную молитву: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя». Вставка «Сыне Божий» – одно из имен Богочеловека Иисуса Христа, ее использование в этой молитвенной формуле служит дополнительным признанием божественности Того, к Кому мы взываем, усиливает степень нашего трепета в предстоянии перед Ним.

Задание

Постарайтесь в течение дня почаще вспоминать про молитву и повторять ее по много раз. Усердствуйте в том, чтобы, не отвлекаясь, повторять молитву раз за разом, чем бы вы при этом ни занимались.

От вас не требуется особенного усилия в молитвенных чувствах. Произносите молитву в простоте чувств, не понуждая себя специально на эмоции. Как и прежде, старайтесь сохранять осознание того, что вы взываете к Богу о помиловании, а не просто говорите некоторую молитвенную формулу.

Прибавьте к сегодняшнему вечернему правилу и завтрашнему утреннему по 7 минут Иисусовой молитвы. Заведите будильник, возьмите в руки четки и молитесь, как вам будет удобно.

День № 2 Совет № 1

Практика Иисусовой молитвы требует определенного посвящения себя идее того, чтобы стяжать непрестанную молитву, то есть чтобы она стала непременным спутником вашего сердца. На этапе обучения весьма полезно будет учиться отвержению многопопечительности.

Старайтесь избегать суеты, вовлеченности в большое количество дел одновременно. Сделайте усилие, чтобы расчистить поле вашей деятельности и в делах рабочих, и в делах домашних, и в общении с окружающим миром. Отсекайте все лишнее, учитесь жить просто и скромно – это поможет внимательной молитве, особенно практике Иисусовой молитвы.

День № 2 Совет № 2

Со временем старательным искателям молитвы дается один из первых плодов от усердных занятий Иисусовой молитвой – она становится привычной: язык начинает легко повторять ее, а потом она и вовсе начинает звучать в уме сама, без усилия и участия языка. Полезно иметь в виду, что для этого надо выделить молитве пространство, заранее дать ей место. Это достигается тремя способами.

Во-первых, поменьше говорить, особенно устраниться от празднословия. Пусть молитва заменит привычный поток слов – учитесь больше молчать.

Во-вторых, надо следить за внутренним диалогом и устраняться от собеседования с помыслами, выстраивания в мыслях всяких планов на будущее, погружения в воспоминания прошлого. Старайтесь заменять эту, чаще всего неконтролируемую, а потому пустую, активность ума молитвенным трудом.

В-третьих, желательно отказаться от привычки слушать музыку, особенно современную. Музыка отвлекает ум, особенно когда какая-нибудь навязчивая мелодия начинает «крутиться» в уме – про такие говорят: «прилипчивая, вирусная песня». Нам надо добиться обратного эффекта – чтобы молитва стала такой же привычной и навязчивой, поэтому будьте внимательны к тому, чтобы ваш ум был занят молитвой.

Аудио дня

Блаженной памяти сербский старец Фаддей (Витовницкий) творит семисловную Иисусову молитву. Вы можете помолиться вместе с ним, перенимая его темп и манеру.

https://youtu.be/mf6_ntm6qFs

Чтение дня

Отрывок из книги митр. Каллиста (Уэра) «Сила имени»:

Иисусова молитва помогает перебросить мост от нарочитых «молитвенных усилий» – за богослужением или дома – к повседневной жизни. «Непрестанно молитесь», – увещевает апостол Павел (1 Фес. 5:17). Но возможно ли это, когда столько нужно успеть? Ответ дает свт. Феофан Затворник, советуя: «Руками дело делать, а умом и сердцем с Богом быть». Неустанно повторяя Иисусову молитву, свыкаясь с ней и давая ей укорениться в сознании, мы ощущаем присутствие Бога везде: в храме и в уединении, на кухне, в цеху или в офисе. Мы становимся похожи на брата Лоренца, который был «ближе к Богу за повседневными делами, чем за духовными упражнениями… Великое заблуждение, – писал он, – считать, будто время молитвы – это нечто особенное. Мы призваны быть с Богом и за работой, и в час молитвы».

Иисусова молитва делается полнее и действеннее, если читать ее не только «свободно», но и «по правилу», то есть отдавая все свое внимание молитве и прекращая всякие внешние действия. Призыванию Имени отводят часть особого «времени молитвы», того времени, которое мы ежедневно посвящаем общению с Богом.

День № 3. Восьмисловная молитва: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного (-ую)».

Сегодня будем осваивать восьмисловную молитву: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного (-ую)». Слово «грешного(-ую)» добавляет покаянный аспект к молитве. Святые отцы обращали особое внимание на то, что необходимо произносить Иисусову молитву с покаянием, сердечным сокрушением.

Задание

Постарайтесь в течение дня почаще вспоминать про молитву и повторять ее по много раз. Усердствуйте в том, чтобы, не отвлекаясь, повторять молитву раз за разом, чем бы вы при этом ни занимались.

Сегодня сделайте особый акцент на последнем слове – постарайтесь творить молитву с покаянным чувством.

Добавьте к вашему утреннему и вечернему правилу по 10 минут этой молитвы по четкам.

День № 3 Совет № 1

Молитва Иисусова ‒ молитва покаяния. Она совершается в чувстве покаяния и отверзает сердце для сокрушения.

Обратимся к разъяснениям свт. Игнатия (Брянчанинова) о Иисусовой молитве:

«Для правильности молитвы надобно, чтоб она приносилась из сердца, исполненного нищеты духа; из сердца сокрушенного и смиренного».

«Всем христианам можно и должно заниматься молитвою Иисусовой с целью покаяния и призывания Господа на помощь, заниматься со страхом Божиим и верою, с величайшим вниманием к мысли и словам молитвы, с сокрушением духа».

День № 3 Совет № 2

Свт. Феофан Затворник пишет:

«Делание молитвы Иисусовой просто: стать вниманием в сердце пред лицем Господа и взывать к Нему: «Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя!» Дело не в словах, а в вере, сокрушении и предании себя Господу. С сими чувствами можно предстоять Господу и без слов... и это будет молитва».

Комментируя эти слова свт. Феофана, отметим, что современному человеку, живущему зачастую умом, а не сердцем, при нынешнем обильном потоке информации, изливающемся на нас отовсюду в течение дня, бывает сложно не то что «стать вниманием в сердце», но даже и вовсе сосредоточиться на словах молитвы. Этому вопросу концентрации и обнаружения сердца в молитве мы уделим внимание в следующем практикуме по Иисусовой молитве.

День № 3 Совет № 3

Если вы будете молиться по четкам утром или вечером отдельным правилом, то перед началом соберите внимание на своем недостоинстве перед Тем, пред Кем вы предстоите и у Кого собираетесь просить помилования. Приведите на память свои грехи и ветхость внутреннего человека и из этого сокрушенного состояния повторяйте молитву. Только не надо делать это покаянное приготовление слишком эмоциональным.

Аудио дня

Преподобный Софроний (Сахаров) творит восьмисловную Иисусову молитву. Вы можете помолиться вместе с ним, перенимая его темп и манеру.

https://www.youtube.com/watch?v=F-ff1O53L8M

Чтение дня

Отрывок из книги прот. Иоанна Журавского «О внутреннем христианстве».

…Частость молитвы и есть верный и кратчайший путь ко вкушению дара благодати молитвенной — к обретению молитвы непрестанной. Частая молитва — благодатный ключ к молитве непрестанной, сердечной.

Святитель Игнатий Брянчанинов об этом так и говорит: "Кто не приучится к частой молитве, тот никогда не получит непрестанной. Непрестанная же молитва есть дар Божий испытанному в верности рабу и служителю Его" (т. V, стр. 113). Частая молитва избавляет душу от бесплодного кружения в пути и приводит к вратам Царствия, т, е. к Внутренней Молитве сердца.

Количество или частая молитва — рождают качество молитвы. А качество молитвы и есть благоговейное, внимательное предстояние души перед Богом, не развлекаемое посторонними помышлениями: что и есть "Вхождение в недоступные сокровенности ума, — как говорит св. Филипп Филадельфийский, — где душа зрит Невидимого и Единому наедине служит в разумных излияниях Любви", вкушая благодатное блаженство, исходящее от блаженного Бога. И к сему качеству молитвы, исходящему от Блаженного Бога, приводит количество — говорит преп. Мелетий Исповедник (13 век). Ибо «Богоугодная молитва состоит из качества и количества: а качество не бывает без количества».

Качество молитвы — есть внимание, благоговение, страх, теплота сердечная и усиление, а это все принадлежит Богу. А количество принадлежит человеку и его усердию. Потому нашей природе и дана заповедь только о количестве: "Непрестанно молитесь" (I Фесал. 5, 17).

Непрестанность и частость — принадлежит человеческому усердию, благой воле человека. Бог требует от человека только количества, непрестанности, частоты молитвы, а непрестанность в молитве, количество молитвы, при благом усердии и смирении человека, обязательно приведет Божиим содействием — к качеству, т. е. к благим плодам молитвы.

Частая и правильно совершаемая молитва вначале полна рассеяния и невнимательности, сухости и холодности. Внимание, теплота и усиление это дары Господа, которые Он подает иногда довольно быстро, но ненадолго, а прививаются таковые душе, становятся привычными уже по прохождении значительного времени, как дар душе трудящейся в частой молитве. И мы должны обратить наше внимание и приложить заботу стяжать количество (то есть продолжительность по времени, без придания при этом значения числу молитв), т. е. молиться часто, молиться на всяком месте, во всякое время и во всякой обстановке, держать свой ум в словах молитвы и "не носиться в вихре вредительных помыслов", как говорит св. Симеон Нов. Богослов (т. II, стр. 237). Не давать уму погружаться в смрадную тину мечтаний и пустомыслия, ибо по учению Св. Отцов ум наш, при отсутствии всегдашнего памятования о Боге, погруженный в сию тину мечтаний — грязнится, сквернится и в душу входит всякая нечистота.

День № 4. Темп Иисусовой молитвы

Сегодня обратим внимание на важный аспект молитвы – ее темп. В предыдущие дни вы, скорее всего, читали молитву в своем темпе, не быстро и не медленно. Вместе с тем, она очень по-разному воспринимается, если менять скорость. Медленное вдумчивое произнесение углубляет сердечное чувство. Быстрое произнесение молитвы помогает отсекать помыслы, сохранять внимание. Сегодня попробуйте произносить восьмисловную молитву: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного (-ую)» в разном темпе.

Задание

Постарайтесь в течение дня почаще вспоминать про молитву и повторять ее по много раз. Экспериментируйте со скоростью ее произнесения.

Добавьте к вашему утреннему и вечернему правилу по 12 минут этой молитвы по четкам. Утром в медленном темпе, вечером – в быстром (чтобы не заснуть). Можете попробовать и наоборот, по вашему личному ощущению.

День № 4 Совет № 1

В поучениях блаженной памяти афонского старца Никодима Карульского встречаем такой совет о неспешной молитве Иисусовой:

«[Творить ее] раздельно надо: «Господи»... «Иисусе»... «Христе»... «помилуй»... «мя»... Тогда помыслу негде проникнуть, потому что идет слово за словом. Только скажешь «Господи», а внимание уже встречает следующее слово «Иисусе»...»

Попробуйте и вы такой способ, делая короткие перерывы между словами молитвы.

День № 4 Совет № 2

Многие подвижники рекомендовали творить Иисусову молитву в быстром темпе. Такой способ более характерен для афонских монахов и, в целом, греческих отцов. Например, афонский старец Харалампий Дионисиатский учил своих чад очень быстрой манере произнесения молитвы. (Отметим, что разница в скорости произнесения отчасти может быть связана с фонетическими особенностями звучания молитвы на греческом языке (быстрее) и, в целом, более подвижным темпераментом греков.)

Обратимся к пояснению иеромонаха Луки (Ауле), насельника Сретенского монастыря:

“Сами нечистые [духи], когда их вопрошали святые отцы о том, чего они больше всего боятся, говорили, что – Иисусовой молитвы. А все потому, что творить ее нужно очень быстро, и нечистые не успевают рассеять помыслами делание. Но нечистые мешают, когда мы молитву начинаем творить машинально и не прилагаем ума к словам. Такая молитва называется оскверненной.”

Попробуйте и вы такой способ быстро произносимой молитвы, но обратите внимание на то, что за скоростью не должен теряться смысл, внутреннее наполнение.

Аудио дня

Послушайте как творят восьмисловную молитву в быстром темпе.

Блаженной памяти схимонахиня Сепфора (Шнякина) из монастыря Клыково близ Оптиной Пустыни:

https://www.youtube.com/watch?v=HMojNc5kMBc

Чтение дня

Свт. Феофан Затворник о молитве:

Пришло желание учиться молитве Иисусовой. Бог благословит! Но делание молитвы Иисусовой не есть непрестанная молитва, а только подспорье к ней... Непрестанная молитва есть дар благодати... и о сем молиться надо: «Господи, даруй мне непрестанно Тебе молиться!». Состоит сия молитва не в словах, а в чувстве к Богу неотходном. О сем чувстве и заботиться должно и его возгревать.

Говорят: «Стяжи молитву Иисусову», т.е. молитву внутреннюю. Молитва Иисусова есть хорошее к внутренней молитве средство, но сама по себе не внутренняя, а внешняя молитва. Которые навыкают ей, хорошо очень делают. Но если на одной на ней останавливаются, а дальше нейдут, то они останавливаются на полдороге...

При молитве Иисусовой Богомыслие все же необходимо: иначе это сухая пища. Хорошо, у кого «навязло» на языке имя Иисусово. Но можно при этом совсем не помнить о Господе и даже держать мысли, противные Ему. Следовательно, все зависит от сознательного и свободного к Богу обращения и труда держать себя в этом с рассуждением.

Навык молитвенный не вдруг образуется... а требует долгого труда и претруждения себя. Вот в сем-то труде образования молитвенного навыка лучше всего помогают Иисусова молитва и сопровождающая ее теплота. Они есть средства, а не самое дело. Возможно, и молитва Иисусова есть, и теплота есть, а молитвы настоящей нет. Как это ни странно, а бывает так!

День № 5. Мотивация и ответственность

В предыдущие дни вы попробовали внешнюю сторону практики Иисусовой молитвы. Давайте теперь глубже рассмотрим вопрос о том, какова мотивация искателей этой молитвы и какую ответственность они принимают на себя. Это важно для того, чтобы осознанно вступить на сей путь.

Мотивация. О многих благодатных аспектах Иисусовой молитвы уже упоминалось выше. Молитву эту многие святые отцы называли средством ко спасению. Ее усердная практика в духе святоотеческой традиции поможет обрести молитвенную внимательность, осознанность не только умственную, но и телесную. Молитва эта пробуждает окамененные сердца, наполняет их теплом и радостью. Помогает бороться с помыслами, проникаться покаянным чувством. На более высоких степенях практики молитва эта может стать непрестанной, и тем самым исполнится апостольская заповедь: «непрестанно молитесь». Через нее подвижники стяжают и опыт созерцания Нетварного света, сподобляются общения с Господом, Богородицей и со святыми. Имея все это в виду, надо помнить, что молитва Иисусова является средством, инструментов и не заменяет наши всесторонние усилия ко спасению, коими являются участие в таинствах Церкви, добрые дела, борьба со страстями, но молитва дополняет и усиливает их. Это благодатный путь, который святые отцы рекомендовали всем нам.

Ответственность. Какая ответственность предлежит тому, кто приступает к Иисусовой молитве? – быть готовым к тому, что в ответ на его призыв «помилуй мя» Господь поведет его путем смирения, через такие жизненные ситуации, в которых всякая гордость будет терпеть сокрушительные удары, и эти удары могут быть весьма болезненны. Непокорный и упрямый человек будет подвержен серьезным испытаниям от Бога через разные жизненные обстоятельства. К этому надо быть готовым, но и помнить, что все Божье подается нам во благо спасения и во исполнение Его ответа на наш призыв «помилуй мя».

Задание

Выделите время и осмыслите все вышесказанное. Если хотите, сегодня начните практику молитвы Иисусовой с того, чтобы, мысленно предстоя перед Богом, принять ответственность за слова этой молитвы. Попросите Бога дать вам сил и наставить на верный молитвенный путь, если Ему угодно, чтобы вы шли этим путем. Вложите в слова молитвы всю полноту готовности и ответственности за то, что просите. Это станет своего рода заветом с Богом о том, что вы готовы потерпеть. Одновременно держите в памяти вдохновение о тех благодатных дарах, которые сопровождают эту молитву, по опыту святых отцов. Пусть надежда эта даст решимость на подвиг.

День № 5 Совет № 1

Прп. Серафим Вырицкий, утешая свою паству в сложные годы гонений на веру, говорил: «От Бога зависит, какие испытания придут к нам, от нас зависит, как мы пройдём через эти испытания… В самые тяжелые времена удобно будет спасаться тот, кто в меру сил своих станет подвизаться в молитве Иисусовой, восходя от частого призывания имени Божия к молитве непрестанной».

День № 5 Совет № 2

В книге «Птицы Небесные» афонского иеромонаха Симона (Безкровного), в схиме Григория, известного под псевдонимом «монах Симеон Афонский», автор приводит свою переписку со старцем схиархимандритом Виталием (Сидоренко), который в годы советстких гонений на веру нес свое служение в Тбилиси.

Я открыл письмо старца и углубился в содержание: «Возлюбленный во Христе отец Симон, на твои вопросы, что самое главное в духовной жизни, сообщаю: самое главное – это молитвенная практика. Что такое практика? Суметь приготовить душу к мытарствам, чтобы она прошла их без задержек. Как мы можем это сделать? Мы можем это сделать, если на мытарствах вспомним о Христе. Как нам вспомнить о Христе в этот страшный момент? Если при жизни стяжаем Иисусову молитву. Как ее стяжать? Покаянием. Это первое, чему начал учить Господь: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное!» (…) С любовью во Христе, грешный архимандрит Виталий».

День № 5 Совет № 3

Процитируем слова преподобного Варсонофия Оптинского: «Как увидеть Христа? Путь к этому возможен: непрестанная молитва Иисусова, которая одна способна вселить Христа в наши души. Весь мир находится под влиянием какой-то силы, которая овладевает умом, волей и всеми душевными качествами человека. Человек остается даже как бы беззащитным; настолько им овладевает эта злая сила, что он не сознает, что делает. Даже внушается самоубийство и совершается.

А почему это происходит? Потому что не берут оружия в руки: не имеют при себе имени Иисусова и крестного знамени. Иисусова молитва разрушает все дьявольские приражения, это сильнейшее оружие для борьбы со страстями. Враг всячески старается отклонить христианина от этой молитвы, ее он больше всего боится и ненавидит».

Чтение дня

Приведем отрывок из книги Аллы Селаври «О молитве Иисусовой. Путь духовного опыта».

"Царствие Божие наступает в душе, когда душа признает Бога своим Господином, и Он в нее вступает. Началом этому служит решение служить Богу и принести Ему в жертву сознание и свободу – духовное зерно человека. Бог принимает эту жертву и заключает с человеком новый союз". – Свт. Феофан Затворник.

Под воздействием благодати сознание приходит к пониманию двойственной человеческой природы. Оно отделяет противоестественное в человеке от духовного, созданного по образу Божию, и показывает образ сей в его полном свете. Человек достигает самопознания и решает искоренить недостойное в своем существе.

Но это решение есть лишь начало работы: хотя человек в сознании и совершил отделение от своей прежней природы и обратился к своему будущему состоянию, но весь его внутренний строй остался еще прежним; душа и тело живут в страстях, как и раньше. Ум не может думать по-новому, сердце неспособно по-новому чувствовать, воля действует на старый лад. Так же обстоит и со всеми душевными и телесными отправлениями. Итак, человек еще весь нечист, за исключением одного лишь своего сознания. Единственная разница в том, что прежде такое состояние было желанным, теперь оно устыжающе и непереносимо; молящийся выступает из себя, как из разлагающегося трупа, – и воспринимает теперь, какое зловоние страстей издают отдельные его части. Волей-неволей, должен он, исполненный боли, полной мерой вкусить это самопознание.

В этом состоянии стремление к духу есть лишь искорка, которой отовсюду грозит опасность, слабый огонек в темноте ночи. Единственное доброе в человеке и есть это его стремление, которое Бог милостиво принимает и с которым Он соединяется. Все другие части существа находятся еще в плену, они еще не хотят и не могут следовать за требованиями новой жизни.

Они очищаются лишь постепенно, путем усилий и напряжения, при одновременном воздействии сердечной молитвы.

Заключение

На этом закончен первый практикум по Иисусовой молитве. Мы коснулись внешней стороны молитвы в первые четыре дня и сегодня рассуждали о том, в чем заключается важность решения о вступлении на путь искания непрестанной молитвы Иисусовой. Для тех, кто чувствует в себе желание встать на этот путь, можно рекомендовать заручиться благословением духовника. Стоит подумать и о ближних своих, ведь и им предстоит в какой-то своей мере разделить с вами этот путь, поэтому духовники часто рекомендуют начинать Иисусову молитву обоим супругам или всей семьёй, чтобы это был осознанный совместный выбор.

+

Другие практики
этой категории

+

Мобильное приложение «Лествица»

Приложение ориентировано на воцерковленных православных христиан, готовых использовать современные технологии для усиления своих духовно-нравственных качеств, психических и когнитивных навыков.