Практикум «Пасхальной радости в присутствии Божием» в Светлую седмицу

5 дней

«Христос воскресе – и жизнь жительствует!» (Святитель Иоанн Златоуст).

Христос Воскресе! Вот и наступила долгожданная Светлая седмица после трудов великопостного поприща. Естественной для человека является мысль об отдыхе и расслаблении, тем более, что пост закончился и пасхальная трапеза балует нас после долгого воздержания. Но мы в Школе Молитвы советуем вам не упустить ценную возможность в это благодатное время продолжить обучение.

На Светлой седмице мы будем стараться сохранять и умножать пасхальную радость и поучимся живому ощущению Божьего присутствия. Оно еще имеет и другие названия, в зависимости от того, с какой стороны его описать: чувство Бога, хождение пред Богом.

Почему мы выбрали эту тему именно сейчас? Кипрский старец архим. Епифаний (Евфивулу) говорит: «Дорожите благодатным временем Светлой седмицы! Это особое время, когда Господь особенно близок к нам. Его благодать вокруг нас ощутимее обычного, все преисполнено ликования и даже воздух как будто становится плотнее. Надо просто почувствовать это». Следуя совету старца, будем и мы учиться осязать на этой неделе присутствие Божье.

День №1 Совет №1

Поговорим о поводах для радости на Пасху. Конечно, благая весть о воскресении Христа является основным поводом для радости. К ней присоединяется радость об окончании поста, всеобщее ликование на Пасхальной службе, которое умножается общей коллективной радостью.

Если исследовать этот вопрос глубже, то мы увидим разные уровни, на которых человек испытывает пасхальную радость: телесный (разговение), эмоциональный (эйфория пасхальной службы, радость общения, поздравлений), интеллектуальный (осознание величины и значимости Пасхи), духовный (благодать праздника).

Если встречать праздник только на радости эмоциональной и телесной, то маятник нашего настроения после длительного поста резко качнется в сторону возбужденной радости, а потом может качнутся в уныние, т.к. мы впоследствии (в дни после Светлого Христова Воскресенья) ничем не подпитаем эту эйфорию и она перейдет в тоску и опустошение от нарушенного молитвенного режима, наступит усталость от «внешней» радости (телесной и эмоциональной). Получается, что телесный и эмоциональный уровни быстро насыщаются, но не дают нам долгосрочного удовлетворения.

Для того, что пасхальная радость была более глубокой и продолжительной, надо подпитывать ее на духовном и интеллектуальном уровне. Этим и займемся в следующие дни практикума.

День №1 Совет №2

Если есть такая возможность, пойте пасхальные песнопения вслух. Во всякое время, что бы вы ни делали. Но будьте все же внимательны, чтобы никого не смутить.

Почаще вспоминайте явления воскресшего Христа апостолам и Его слова «Аз есмь с вами во вся дни» («Я с вами во все дни до скончания века», – Мф 28:20), понимая, что через апостолов это обетование дошло и до нас с вами. «Не к одним апостолам, – пишет св. Феофилакт Болгарский, – относится обещание Господа быть с ними, но и ко всем вообще ученикам Его, то есть, ко всем верующим в Него и хранящим Его заповеди».

Чтение дня

Эти дни будем подпитывать себя чтением воспоминаний о Пасхальных днях. Начнем с отрывка из книги Леонтьева К.Н. «Пасха на Афонской Горе» (впервые напечатана в 1882). Автор встречает Пасху в Свято-Пантелеимоновом монастыре на Афоне. Тогда он был еще греко-русский.

«(…) Мы услыхали пасхальное пение и не могли вдоволь наслушаться этих ни с чем не сравнимых слов, столь часто, однако, повторяемых: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ… Но настоящее утешение – после пищи, после долгого и покойного сна, уже без всякого принуждения и болезненности – еще ждало нас впереди: это – Вечерня воскресная, которую на Востоке зовут “Второе воскресение”.

У нас, в России, эта вечерня первого дня Пасхи проходит для большинства едва замеченной; на Востоке, напротив того, на нее собирается столько же народа, сколько и на самую заутреню, иногда еще и более, потому что за этой службой, не слишком продолжительной и совершающейся в очень удобное время дня, происходит нечто крайне любопытное, нечто такое, что может привлечь из одного любопытства и вовсе не богомольного человека: это – чтение Евангелия на разных языках. (…)

Вечерню воскресную служили вместе с греками внизу в главной церкви или в соборе, воздвигнутом, как и все афонские соборы, посредине мощенного плитами двора. (…)

Но вот раздается возглас диакона:

“И о сподобитися нам слышания Святаго Евангелия Господа Бога молим!”

И дальше:

– От Иоанна Святаго Евангелия чтение!

– Вонмем! (Просхомен!) – отвечает ему по-гречески русский архимандрит Макарий.

Это первое Евангелие по-гречески читает, сидя по немощи у Царских дверей, сам стодесятилетний игумен Герасим (бывший священником, 40-летним мужем еще во времена Екатерины Великой).

“Усие опсиас, ти имера экини ти миа тон Савватон”… и т. д. “Ильфэн о Иисус кэ эсти ис то месон, кэ леги автис: Эрши имин! (мир вам!)”

И дальше о возвращении неверующего апостола Фомы.

Едва только кончил древний старец чтение, как внезапно раздался громкий, потрясающий звон колоколов, и в то же мгновение на дворе началась веселая пальба из ружей. Палят во славу Божию монастырские стражники в фустанеллах. Потом на минуту все стихает; ни звона, ни пальбы, ни возгласов, ни пения… Все молчит мгновенно… И среди этого внезапного замирания всех звуков раздается в самой церкви, где-то в глубине ее, какой-то странный, нигде мною не слыханный и чрезвычайно приятный, особенно переливающийся звон… Что-то металлическое и вместе с тем что-то подобное музыкально падающим очень крупным каплям… Это греки ударяют ритмически какими-то шариками на длинных ручках по медным кругам.

И опять тишина и ожидание.

И опять возглас по-славянски…

– И о сподобитися нам… От Иоанна Св. Евангелия чтение!

– Вонмем…

Архимандрит Макарий читает по-славянски.

– Сущу же позде в день той, во едину от суббот, и дверем затворенным, идеже бяху ученицы его собрани, страха ради иудейска, прииде Иисус и ста посреде, и глагола им: “мир вам!”

О. Макарий закончил… Ап. Фома сказал, что “не будет верить, пока не вложит руки в ребра Его”.

Воскликнули певчие: “Докса си, о Феос имон, докса си…” (Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе!)

И снова торжественный звон, и опять пальба… И опять тишина на мгновение, и снова переливы металлических капель, ниспадающих на металл…

– Теперь что будет?

– Вонмем!

– Какие это звуки?

– “Юрта гюнлериш бир инда актам вактинти ее саидлер “. И дальше: “Ве анлере дэти”: “Селам сизе” (мир вам)!

Это турецкое Евангелие.

Восточные христиане его слушают с удовольствием. Они привыкли к турецкому языку; они, по правде говоря, даже любят его. В Малой Азии есть до сих пор много греков, не знающих по-гречески. В их церквах вся служба совершается по-турецки.

После нового звона, новой пальбы, новых ударов милого шарика и новых возгласов из другой стороны храма послышалось нечто очень знакомое, но с непривычки для нас гораздо более странное, чем Евангельская речь на языке пашей, языке и наивном, и суровом. Повеяло Римом.

– In illo tempore quum sero esset die illo, una Sabbatorum, et fores essent clausae, ubi erant discipuli…

Затем, опять – после шумной, “поющей, вопиющей”, звонящей, играющей и палящей перемежки – слышу я непонятную мне речь…

– Какая это?..

– Это речь народа без словесности, без грамматики – речь народа, имеющего только горные эпические песни… Греческие монахи опять улыбаются, как чему-то очень знакомому и даже немного смешному.

– Даги Према у эр аme д‘ume me стуне.

Это речь албанская, речь знаменитых арнаутов, которых так любил лорд Байрон, которых и я, признаюсь, крепко люблю (…)

Вечерня кончилась. Звон и пальба прекратились. На мощеном дворе и в длинных коридорах келий опять воцарилось глубокое безмолвие отдыха.

Из открытого окна моего, сидя, долго смотрел я на розовые, золотые, желтые, бурые и белые кусты как бы ликующей вместе с нами горы, обыкновенно столь мрачной и скучной. Я слушал тихое бряцание колокольчиков на шеях пасущихся мулов; но другие образы и звуки неотступно и восхитительно владели душой моей во весь этот вечер.

Эти возгласы и звон, это чтение Слова Божия… Эти разнородные, несхожие звуки: “Мир вам!” “Эрини имин! Fax vobis! Селам сизе!..” Суровый храм, суровые лики икон, сияние серебра и золота повсюду, – пальба, безмолвие, перезвоны, опять безмолвие; опять молитвенный возглас, опять пальба, и звон, и пение… И тишина, и чтение прекрасное среди благоговейного внимания, едва-едва нарушаемого какой-нибудь улыбкой сочувствия или легкого удивления…

И над всем этим – круговая тихорадостная, не престающая пляска бесчисленных огней в темной высоте…

– Нет, это в самом деле “праздник из праздников и торжество из торжеств!.. ”».

День №2. Близость присутствия Божия

Христос Воскресе! Со Светлым Понедельником вас, дорогие!

Сегодня приступим к обсуждению чувства присутствия Божиего. Обещание Спасителя «Я с вами во все дни до скончания века» – это, по слову прп. Иустина Сербского (Поповича) «единственное живое завещание, в человеческом мире: Богочеловек оставил Себя всего в Церкви Своей, т.е. в Теле Своем».

Посмотрите какую важность практике осознания близости Господа придает прот. Иоанн Журавский:

«Сознать близость присутствия Божия на всяком месте и воспринять чувства в живом ощущении Его присутствия – это и есть тот спасительный момент, оживотворяющий душу, из которого вытекает: “потрясающее благоговеинство”, страх и “умная молитва”».

Задание

Давайте начнем осваивать эту практику с упражнения, предложенного приснопамятным митр. Антонием Сурожским.

УПРАЖНЕНИЕ «ПЕРЕД ЛИЦОМ БОЖИИМ».

«Упражнения заключаются в том, чтобы, когда вам нечего делать – ничего не делать и никуда не устремляться. Это кажется очень простым делом, а попробуйте… Вот выдалось пять минут свободного времени. Что вы делаете большей частью? Ерзаете на стуле; перебираете бумаги; смотрите вокруг; складываете и раскладываете книги; перекладываете тетради; смотрите в окно; думаете о том, что будет – то есть, занимаетесь тем, чтобы момент совершенной устойчивости превратить в маленькую бурю. Вместо этого попробуйте (и это далеко не легкое упражнение), если у вас есть пять минут, когда вам просто, вполне законно нечего делать, – сядьте и не делайте ничего. Сядьте и осознайте: вот я – Петр, Иван – сижу. Вокруг меня тихо, ничего не происходит и нечему происходить, и я – перед лицом Божиим; и побудьте эти какие-то мгновения перед Божиим лицом. Вы увидите, что это далеко не так легко, потому что начнутся кружиться мысли, как “мошкара в весенний вечер”, по словам Феофана Затворника; какие-то воспоминания начнут подниматься в душе, что-то будет подсказывать: “Ах! а я забыл то, и другое, и третье, что надо сделать”; тревога начнется, напряжение тела… И вот надо научиться справляться и со своим телом. Надо научиться сесть и расслабиться, сесть так, чтобы не сидеть, будто на угольках, а сидеть, как на стуле или в кресле, “осесть”, добиться покоя телесного, вслушаться в тишину, которая вокруг».

Попробуйте проделать это упражнение несколько раз за день. Последите за тем, как будет меняться ваше поведение от попытки к попытке.

Старайтесь сохранять практику вчерашнего дня – пойте пасхальные песнопения, радуйтесь воскресшему Спасителю.

День №2 Совет №1

Чувство присутствия Божьего, когда мы ищем Его в пространстве вокруг нас, является духовным поиском. Это тот духовный уровень, на котором мы должны почувствовать пасхальную радость, чтобы не потерять ее в первые же дни после пасхального воскресенья. Об этом мы начали говорить вчера.

Наш совет заключается в том, чтобы сохранять меру в разговении на телесном уровне, поддерживать частыми песнопениями и молитвословиями эмоциональный уровень, делать усилия на духовном уровне (практиковать чувство присутствия Божьего) и подпитывать себя на интеллектуальном уровне.

День №2 Совет №2

Интеллектуальная подпитка пасхальной радости состоит в том, чтобы постигать богословие Пасхи Христовой, проникаться масштабом и значимостью этого события для всего человечества и для каждого из нас лично.

Пасха – дар бесконечной глубины. Если человек попытается осознать эту глубину, задумается о Пасхе как о даре свыше, то он не может не преисполниться радости. И она будет приходить к нему все больше по мере того, как человек будет проникать в глубину смысла этого события.

Приснопамятный архим. Иоанн Крестьянкин писал: «“Пасха, двери райские нам отверзающая”, – поем мы в Пасхальном каноне. Не бывает, дорогие мои, радости светлее, чем наша пасхальная радость. Ибо мы радуемся тому, что в Воскресении открылась наша Вечная жизнь.

Наша радость пасхальная – это радость о преображении (изменении) всей нашей жизни в жизнь нетленную, в стремлении нашем к неумирающему добру, к нетленной красоте».

И вы задумайтесь об этом, наполните свое сознание радостью о Пасхе.

Видео дня

Посмотрите замечательное интервью иером. (ныне игумена) Мефодия (Зинковского) о том, как продлить пасхальную радость:

https://youtu.be/btuM-GZDnWQ

Чтение дня

Сегодня перенесемся на празднование Пасхи в дореволюционную Москву. Предлагаем Вам отрывок из книги В.А. Никифорова-Волгина «Светлая заутреня».

«До начала заутрени мы с отцом хотели выспаться, но не могли. Лежали на постели рядом, и он рассказывал, как ему мальчиком пришлось встречать Пасху в Москве.

– Московская Пасха, сынок, могучая! Кто раз повидал ее, тот до гроба поминать будет. Грохнет это в полночь первый удар колокола с Ивана Великого, так словно небо со звездами упадет на землю! А в колоколе-то, сынок, шесть тысяч пудов, и для раскачивания языка требовалось двенадцать человек! Первый удар подгоняли к бою часов на Спасской башне…

Отец приподнимается с постели и говорит о Москве с дрожью в голосе:

– Да… часы на Спасской башне… Пробьют, – и сразу же взвивается к небу ракета… а за ней пальба из старых орудий на Тайницкой башне – сто один выстрел!..

Морем стелется по Москве Иван Великий, а остальные сорок сороков вторят ему, как реки в половодье! Такая, скажу тебе, сила плывет над первопрестольной, что ты словно не ходишь, а на волнах качаешься маленькой щепкой! Могучая ночь, грому Господню подобная! Эй, сынок, не живописать словами пасхальную Москву!

Отец умолкает и закрывает глаза.

– Ты засыпаешь?

– Нет. На Москву смотрю.

– А где она у тебя?

– Перед глазами. Как живая…

– Расскажи еще что-нибудь про Пасху!

– Довелось мне встречать также Пасху в одном монастыре. Простотой да святолепностью была она еще лучше московской! Один монастырь-то чего стоит! Кругом – лес нехоженый, тропы звериные, а у монастырских стен – речка плещется. В нее таежные деревья глядят и церковь, сбитая из крепких смолистых бревен. К Светлой заутрене собиралось сюда из окрестных деревень великое множество богомольцев. Был здесь редкостный обычай. После заутрени выходили к речке девушки со свечами, пели «Христос Воскресе», кланялись в пояс речной воде, а потом – прилепляли свечи к деревянному кругляшу и по очереди пускали их по реке.

Ты вообрази только, какое там было диво! Среди ночи сотня огней плывет по воде, а тут еще колокола трезвонят, и лес шумит!»

День №3. Господь близ нас, и Он за всем наблюдает

Христос Воскресе! Со Светлым Вторником вас, дорогие друзья! Сегодня будем развивать практику ощущения присутствия Божиего. Особенно остановимся на двух ее аспектах. Во-первых, само чувство того, что Бог буквально присутствует во всем окружающем нас мире. Во-вторых, чувство того, что Он наблюдает за нами.

Это благочестивое чувство по своему эффекту сходно с добродетелями страха Божьего и памяти смертной, которые мы уже разбирали. Оно тоже имеет превентивную функцию (ощущение Божественного присутствия и смотрения ограждают христианина от греха) и мотивирующую функцию (побуждает на добрые дела). И оно тоже рождается от веры и от волевого усилия человека, т.е. человек с верой делает усилие к тому, чтобы не отвлекаться от этого состояния, а Господь вознаграждает его, наполняя это состояние благодатью.

Если христианин живет всегда в присутствии Бога, предстоит ему как «великому Зрителю» (свт. Василий Великий, Беседа 20), «то не споткнется вовек и никогда не прогневает Бога. Если же он как человек и споткнется, то сразу же, имея перед очами Бога, встанет, исправится, и сбудется на нем слово псалма: “Когда он будет падать – не упадет, ибо Господь поддерживает его за руку” (Пс. 36:24)» (свт. Димитрий Ростовский).

Задание

Будем сегодня следовать совету приснопамятного игумена Никона Воробьева:

«Старайтесь все делать и говорить как бы в присутствии Божием. Оно ведь так и есть. Господь во всякое время видит все наше: сердце и мысли, не только слова и дела. И “несодеянное (даже) мое видеста очи Твои”».

Обратите внимание, что мы ничего не представляем в воображении, никаких зрительных образов. Святые отцы от этого предостерегали. Речь идет о чувстве, ощущении Бога.

Чтобы его поддержать в течении дня, предлагаем вам продолжать практику пасхальных песнопений, радости и ликования.

В дополнение рекомендуем краткие молитвы для частого повторения:

«О́чи мои́ вы́ну ко Го́споду, я́ко Той исто́ргнет от се́ти но́зе мои́» (Пс. 24:15)

«Госпо́дь пасе́т мя, и ничто́же мя лиши́т» (Пс. 22.1)

«Предзрех Господа предо мною выну, яко одесную мене есть, да не подвижуся» (Пс. 15.8)

День №3 Совет №1

«Есть же люди, которые так установились в Господе, что, несмотря ни на какие разволоки, все пребывают с Господом. Крепость ли духа у них выше, собранность ли более сосредоточенна, или жар любви и сердечной теплоты обильнее! Будем молиться, чтоб и нам Господь даровал сию благодать. А Он любообщителен. Усердие, труд, искание не отвергнет. Ибо Сам прописал: ищите и обрящете. Поищем и обрящем!» – Свт. Феофан Затворник.

День №3 Совет №2

«Всегда надо иметь хотя самую краткую молитовку и стараться всегда помнить, что Господь тебя видит, – ходить перед Господом старайся», –

Иеросхимонах Михаил (Питкевич) (1877–1962)

(Еще не прославленный в лике святых о. Михаил почитается многими как один из Валаамских старцев).

День №3 Совет №3

«Как можно чаще размышляй о великой любви Господа к тебе, чтобы и самому тебе возлюбить Его всем сердцем твоим, всею душею твоею и всеми силами твоими и таким образом будешь вести мирную жизнь на сей земле и блаженную на небе во веки веков». Св. прав. Алексий Мечев

День №3 Совет №4

Два прекрасных стиха из Канона Пасхи вдохновляют на пасхальную радость:

«Очистим чувства и узрим Христа, сияющего неприступным светом воскресения и “радуйтесь” явственно услышим от Него, воспевая песнь победную».

«Небеса достойно да веселятся, земля да радуется и да празднует весь мир, видимый и невидимый, ибо восстал Христос – радость вечная».

Чтение дня

Обратимся к статье епископа Кирилла (Зинковского) о хождении пред Богом:

https://pravoslavie.ru/110793.html

День № 4. Чувство Божественного присутствия на практике

Христос Воскресе! Со Светлой Средой вас!

Как на практике помогает христианину чувство Божественного присутствия?

Во-первых, помогает сохранять молитвенную теплоту. Вы просто стараетесь держаться этого ощущения Божьего присутствия. Когда углубляетесь в него, по мере возникновения навыка, вы научитесь входить в особое состояние, из которого будет легче молиться и духовно бодрствовать.

Во-вторых, как мы уже говорили, ограждает от греховных соблазнов. Преподобный авва Исайя (Скитский) пишет: «Стяжи ощущение того, что Бог взирает на каждое дело твое. Непозволительно размышлять в тайне сердца о таких делах, которые стыдишься совершать перед человеками».

В-третьих, пребывая в таком чувстве, христианин естественным образом сподвигается на исполнение заповедей, дела добра, молитву.

А для подпитки пасхальной радостью на интеллектуальном уровни приведем слово приснопамятного митр. Николая Ярушевича: «В событии Воскресения Христова сосредоточены все радости нашей веры: Спаситель не остался лежать мертвым во гробе; Он воскрес, значит мы спасены; мы уже не дети гнева Божия, а дети Небесного Отца; перед нами открыты двери рая; нам подаются благодатные силы на пути к этим райским дверям; мы знаем Бога; мы веруем в Него, мы идем за Ним, и во всем этом – источник величайшей радости для нас. Отсюда и наши пасхальные восторги, отсюда и неумолкаемые призывы к радости».

Задание

Сегодня старайтесь развивать практику вчерашнего дня. Вспоминайте почаще и о совете архим. Епифания (Евфивулу), с которого мы начали: успеть за особо благодатное время Светлой седмицы почувствовать вокруг нас столь явно осязаемую Божию благодать. И в простоте сердца просите Бога дать вам это ощущение вместе с пасхальной радостью.

День №4 Совет №1

Свт. Феофан Затворник дает полезный совет о том, как практиковать это чувство:

«Вы жалуетесь на хлопоты, развлекающие и не дающие помнить о Господе. Попробуйте так понять все дела свои по хозяйству и по другим отношениям, как бы они прямо от Самого Господа были вам назначаемы; не вообще только, а частно всякое дело таковым понять. Тогда, приступая к делу и совершая его, можно содержать в мысли и то, что вам следует исполнить его, как было бы приятно Господу... Чрез это при делании мысль будет с Господом. Если в конце, сознав помощь Божию, возблагодарите Господа, то вот и в конце Господь. Если затем в том же порядке исполните второе, третье и так далее до конца дня, то вот вы весь день с мыслию о Господе. А это ведь и есть то, что требуется, то есть ходить в присутствии Божием. Отсюда будет чувство к Господу, чувство страха, благоговеинства, преданности, благодарения. Чувства и есть молитвы без слов».

Обратите внимание на эту последнюю мысль: «Чувства и есть молитвы без слов». Для нас это звучит непривычно, но именно так это и есть. Можно духовно бодрствовать, пребывать с Богом, без слов возгревая в себе чувство присутствия Божьего, памяти смертной, страха Божьего, покаянное чувство. Отметим, однако, что проще это получается, если все же использовать еще и краткие молитвы.

День №4 Совет №2

Вот как свт. Игнатий Брянчанинов описывает взаимосвязь добродетелей:

«По мере очищения покаянием, начинаем ощущать присутствие Божие: от ощущения присутствия Божия является святое ощущение страха Божия».

День №4 Совет №3

Авва Нестерон Великий: «Молись Богу так, как бы ты видел Его, потому что Он точно видит тебя».

Вспомним и знаменитое поучение прп. Амвросия Оптинского:

– Отчего человек бывает плох?

– Оттого, что забывает, что над ним Бог.

День №4 Совет №4

В «Поучениях» прп. Порфирия Кавсокаливита читаем:

«Радость – это наша религия. К этому мы должны идти. Христос – это рай, чада мои. Что такое рай? – Спрашивал Старец. – Это Христос! Рай начинается отсюда. Это совершенно одно и то же: кто здесь, на земле, живет во Христе, тот живет в раю. Это так, как я вам говорю. Это верно, истинно, поверьте мне!

Наше дело заключается в том, чтобы постараться найти способ войти во свет Христов. Способ этот заключается вовсе не в том, чтобы исполнять все по букве… Напротив, сущность (усия) этого таинства в том, чтобы научиться пребывать со Христом, чтобы душа пробудилась и возлюбила Христа, стала святой и отдалась Божественному вожделению и горению (эротас). (…) Тогда эта радость станет неотъемлемой. Этого и желает больше всего Христос, чтобы наполнить нас радостью, потому что Он есть источник радости.

Тем не менее, эта радость – дар Христов. В этой радости мы познаем Христа».

Дни Светлой седмицы очень подходят для того, чтобы пребывать в этой радости о Христе, радости, умноженной Его святым Воскресением. В радости устремитесь к Нему всем сердцем и всем помышлением вашим!

Чтение дня

Весьма необычные воспоминания о Пасхе приводит во втором томе книги «Птицы небесные» иеромон. Симон (Безкровный) (в схиме Григорий), которого публикуют под псевдонимом «монах Симеон Афонский». Он подвизается на Афоне.

Хотя приближалась Пасха, желание помолиться всей душой и сердцем в уединенной Афонской пещере увлекло меня в любимые скалы и леса. На этот раз я поднимался один, с трудом нацедив воду по каплям в десятилитровую флягу. Ноги и руки дрожали от напряжения, но духом я чувствовал себя в этих обрывах и пропастях Афона как дома, в родной комнате. Прижавшись щекой к шершавой бугристой стене пещеры и закрыв от счастья глаза, я всей душой со слезами благодарил Матерь Божию за радость пребывания наедине с Богом.

Скоро среди каменных стен затрепетала палатка, наполнившись упругим горным воздухом, когда я закрепил ее на растяжках. Вновь чувство свободы от зимних тревог и нескончаемых скорбей ожило в груди. Вознамерившись пребывать все дни без малейшего отвлечения, душа моя углубилась в молитву, восходя по незримым ступеням от созерцания к созерцанию. Молитва перестала оставлять меня даже ночью, преображая обычные сонные провалы в целиком сознательную жизнь, где молитвенная струя текла и текла, связуя воедино день и ночь. Как отрадно было засыпать с молитвой, но еще отраднее стало просыпаться с ней в живом трепещущем сердце!

Пасхальный перезвон колоколов от Кавсокалии и до Великой Лавры наполнил афонские леса радостным гулом. Слезы счастья и благодарения Богу за благодатное воскресение души возводили молящуюся душу в небеса созерцания, соединяя ее с Воскресшим Господом и благоговейно славя Бога за всю Его беспредельную любовь к каждому страдающему и любящему сердцу. Там, в горном уединении, сердце мое встретилось с настоящей Пасхой, Пасхой новой жизни в Божественной благодати, в беспрерывной молитве и неотвлекаемом созерцании Воскресшего Христа – истинного и единственного Бога моего сердца! Все последующие дни и ночи слились в один непрерывный праздник – праздник обновленной души, восприявшей без всяких сомнений торжествующую жизнь в Господе, в которой слово «Иисус» трепетало в милующей тихости преображенного духа, полного света Христова. В этом свете Христовом была совершенная свобода, как будто с глаз сдернули повязку. В великом счастье и облегчении от земных тягот дух жил Христом и повсюду, прямо и без усилий, видел лишь одного Христа…

День №5. Как продлить пасхальную радость

И паки – Христос Воскресе! Со Светлым четвергом вас!

Сегодня мы еще поговорим о пасхальной радости, о радости в целом и о чувстве Божьего присутствия.

На вопрос о том, как продлить пасхальную радость надолго, находим совет святых отцов: всецело проникнуться ею на Светлой седмице и потом актуализировать (возобновлять) ее в своем сердце каждое воскресенье. Недаром всякое воскресенье называется «малой Пасхой». Важно не забывать об этом, каждое воскресенье возбуждать в сердце воспоминание пасхальной радости. Поэтому в храмах можно в этот день слышать пасхальное приветствие «Христос Воскресе!»

О радости сказано также, что она умножается, когда мы ею делимся. Но важно правильно это понимать. Тут речь не идет о том, чтобы использовать всякий момент радостного настроения, чтобы пытаться порадовать своих ближних и дальних, хотя и это хорошо. Чтобы понять этот совет, надо уточнить, что в греческом языке «радость» (χαρά) и «благодать» (χάρις) – однокоренные и созвучные слова. Настоящая радость, о которой идет речь в священном Писании, по своей природе является благодатным посещением. Она сосредоточена в Боге и охватывает христианина изнутри, наполняет и дух, и ум, и сердце. Свт. Тихон Задонский пишет: «Истинная радость христиан состоит в Боге. Это их сокровище, утешение, радость и увеселение. Они тому радоваться должны, что веруют и работают (…) Богу живому, бессмертному, присносущному, премудрому, всемогущему, все в руке Своей содержащему, о всех промышляющему, благому и милостивому Создателю и Промыслителю своему. Об этом радоваться велит им Дух Святой: “Радуйтесь, праведные, о Господе” (Пс. 32, 1) и через апостола повелевает всегда радоваться: “Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь” (Флп. 4, 4)». Если мы преисполнимся такой благодатной радости, то именно ею и надо делиться. И она будем умножаться в нас по мере того, как мы будем, пребывая в ней, утешать, ободрять, помогать, проповедовать.

И снова напомним, что чувство Божьего присутствия очень помогает входить в эту радость. Поэтому мы и рекомендуем, начиная со Светлой седмицы, стараться держаться этой пасхальной радости и ходить пред Богом. Этот опыт потом актуализировать во всякое время и особенно в воскресные дни.

Задание

Сохраняйте практику предыдущих дней. Просите Бога и сами ищите чувство Его присутствия в окружающем мире, пойте Пасху и ищите тихую благодатную радость внутри себя.

День №5 Совет №1

Прот. Валентин Свенцицкий пишет о чувстве Бога и радости:

«Мы никогда не бываем одиноки. Мы всегда с Ним. Всё согрето для нас любовию Божией. И чувство радости – самое основное, самое неизменное наше чувство. Ум наш, как и у всякого человека, не в силах представить себе бесконечность, не может постигнуть того, что такое свобода, не знает цели мироздания. Но в чувствовании Бога есть нечто подобное тому, как если бы ты на один миг узнал всё это и не мог удержать в памяти, но сердце в своей памяти сохранило бы тебе это навсегда».

День №5 Совет №2

Апостол Павел призывает всех: «Всегда радуйтесь!». Призыв этот надо понимать так: «непрестанно пребывайте в радости о Боге». Свт. Тихон Задонский соединяет понятия любви и радости, он пишет: «Явный знак любви Божией есть сердечная радость о Боге. Ибо что любим, о том и радуемся. Так и Божия любовь без радости быть не может. И насколько человек чувствует в сердце своем сладость любви Божией, настолько и радуется о Боге. Ибо любовь, как сладчайшая добродетель, без радости ощущаться не может. Как мед услаждает гортань нашу, когда вкушаем его, так увеселяет сердце наше любовь Божия, когда вкушаем и видим, “как благ Господь!” (Пс. 33, 9). Такая радость о Боге изображается во многих местах святого Писания, и особенно в святых псалмах. Эта радость духовная, небесная и есть предвкушение сладости Вечной Жизни».

День №5 Совет №3

Вспомним заключительную часть Огласительного слова свт. Иоанна Злотоуста на Святую Пасху и снова возрадуемся:

«Смерть, где твое жало?

Ад, где твоя победа?» (1Кор. 15:55).

Воскрес Христос, – и ты низложился;

Воскрес Христос, – и пали бесы;

Воскрес Христос, – и радуются ангелы;

Воскрес Христос, – и водворяется жизнь;

Воскрес Христос, – и мёртвого ни одного нет во гробе.

Ибо Христос, воскресший из мертвых, – «Первенец из умерших» (1Кор. 15:20).

Ему слава и держава во веки веков!

Аминь».

Заключение

На этом практикум завершен. Надеемся, что вы обрели в этой практике дополнительную опору на вашем духовном пути и смогли пронести сквозь эти дни радость Пасхи! Продолжайте практиковать, тем более, что впереди еще несколько дней Светлой седмицы. В то же время напоминаем себе, что мы только учимся праздновать Святую Пасху. Ввиду наших духовных немощей, а также по Промыслу Божию, даже в светлые пасхальные дни для нашего воспитания посылаются не только радости, но и трудности! Так что не расстраивайтесь, если что-то не будет получаться. Митр. Николай Ярушевич писал: «Все апостолы в своем проповедническом подвиге потерпели множество всяких испытаний. (…) Св. ап. Павел, который претерпел гонений больше других апостолов, как бы от лица их всех говорит в своих посланиях: “Мы являем себя, как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах... под ударами, в темницах, в изгнаниях... нас огорчают, а мы всегда радуемся” (2Кор. 6:3–10). Откуда эта радость? Это та радость, о которой мы вспоминаем в эти пасхальные дни. Апостолы видели своими глазами Божественного Учителя, слушали Его речи и поклонялись Ему Воскресшему, и эту радость знать Бога, идти за Ним, служить Ему, ощущая Его в своем сердце – они пронесли через свой жизненный путь. Кто эту радость нашел в своем сердце, тот уже живет с нею до конца своих дней».

Повторим наш призыв – почаще посещать на этой неделе богослужения, причащаться, петь и ликовать!

«Где бы ты ни был, молись. Ты – храм Божий; не ищи же места».

† Святитель Иоанн Златоуст

Воистину Воскресе Христос!

+

Другие практики
этой категории

+

Мобильное приложение «Лествица»

Приложение ориентировано на воцерковленных православных христиан, готовых использовать современные технологии для усиления своих духовно-нравственных качеств, психических и когнитивных навыков.